Техника - молодёжи 1998-05, страница 10

Техника - молодёжи 1998-05, страница 10

ном: новом методе лечения, основанном на описанных представлениях.

Сейчас в организме человека выявлено около 300 только суточных ритмов. По своим «часам» функционируют сердце, легкие, желудок, печень, почки и остальные органы, вырабатываются различные ферменты, протекают биохимические реакции.

По Загускину, любой сбой в этой взаимосвязанной системе — и есть болезнь. Причем, рассогласование возникает, когда недуг еще только на подступах, какими-то явными симптомами себя не обнаруживает, а потому диагноз можно поставить заранее и не запустить заболевание,

Понятно, что процесс лечения, по сути, сводится к восстановлению нормальных ритмов. Но мы уже отмечали, что в нас «стучит» целый часовой завод. Отслеживать колебания каждого маятника — никаких приборов не хватит. А уж согласовывать их работу — вообще нереально.

Нельзя ли упростить задачу? Найти универсальный способ устранения десинхро-нозов? Загускин считает: ему это удалось. Он утверждает, что есть интегральный показатель здоровья — соотношение частоты пульса и дыхания. У здорового человека в спокойном состоянии оно должно быть в диапазоне 3—5. Больше или меньше — сигнал, что в организме завелась хворь. Установить, какого конкретно органа — дело врача. А вот как ведется лечение этого самого органа покажем на опыте Объединен ного научного Центра «Гастроэнтероло гия», где уже несколько лет применяют со зданный Загускиным прибор «Мустанг Био».

— Если пациент принимает медикаменты, язва желудка или двенадцатиперстной кишки обычно рубцуется за три недели, — говорит заместитель директора Центра, профессор С.И.Рапопорт. — Естественно, врачи стремятся сократить такой срок, ведь длительно незаживающая язва крайне опасна, нередко сопровождается кровотечением, прободением, что может привести к операции. Несмотря на то, что ежегодно появляются все новые лекарства, уменьшить время рубцевания не удавалось. Одно время большие надежды возлагали на лазер, который вообще стараются опробы-вать для лечения практически любых недугов, хотя сам механизм его воздействия пока до конца неясен. Увы, и он не помог преодолеть трехнедельный барьер.

Поэтому, кстати, его широко и не применяют. Зачем мучить больного, заставляя глотать эндоскоп и вводить через него световод, если эффект тот же, что и при приеме лекарств.

Но результаты разительно изменились, стоило перевести лазер на другой режим работы — с непрерывного на импульсный. Частота задается с помощью «Мустанг-Био» в зависимости от соотношения ритмов пульса и дыхания больного. То есть в управлении используется принцип обратной связи.

В чем здесь идея? Излучение воздействует на ткани в момент их наибольшего наполнения кровью или, как говорят врачи, в соответствии с ритмикой сосудистого тонуса. В итоге срок рубцевания удалось сократить на неделю.

Мало того, «Мустанг-Био» помогает людям, у которых, несмотря на применение

самых дорогостоящих препаратов, язва не закрывалась по много месяцев.

Отметим простоту 20-минутной процедуры. Пациенту не надо вводить никаких эндоскопов. Импульсы инфракрасного лазера проникают к необходимой зоне желудка прямо через кожу — ведь они легко преодолевают ткани на глубину 10—12 см. Точно также в «Гастроэнтерологии» лечат заболевания пищевода, суставов, бронхиальную астму.

Кстати, здесь же выполнена еще одна очень интересная работа. Группа специалистов под руководством академика РАМН Ф.И.Комарова и профессора С.И.Рапопорта исследовала мелатонин — вещество, которое заведует всеми нашими ритмами. А главное, подстраивает организм к изменению освещенности в течение суток. Он вырабатывается в основном ночью, замедляя ритмику многих систем жизнедеятельности. А при свете, наоборот, его производится мало, и происходит активизация жизненных сил.

Так вот, было установлено, почему именно осенью в наибольшей степени обостряется язвенная болезнь. Когда световой день сокращается, в уже ослабленном организме периодичность выработки мелато-нина сбивается. Его содержание начинает расти днем и уменьшаться ночью. Этот сбой ведет к нарушению работы основных систем жизнедеятельности. В результате — обострение наших болячек.

А вообще, мы даже не представляем, насколько организм зависит от того, соответствует ли ритмика его процессов ритмам внешней среды, Так, в экспериментах на крысах только смена последовательности свет — тьма вызывала у них появление язв. Если же изменения суточных ритмов корректировались введением мелатонина, нежелательных последствий не наблюдалось.

Но вернемся к работам Загускина. Исходя из его представления о множестве ритмов в организме, следует, что новомодные сегодня методы лечения — скажем, КВЧ-тера-пия, БР-терапия — по сути, бессмысленны, а в ряде случаев и вредны. Ведь врач, воздействуя электромагнитным полем на определенный орган, не учитывает, что происходит в других. А там начинается перестройка работы, чтобы компенсировать любое постороннее вмешательство.

— Человек — ансамбль множества колебательных контуров, — поясняет Сергей Львович. — Поэтому, если хотим лечить внешним воздействием, то оно должно быть либо с обратной связью, либо многочастотным, то есть воздействовать надо сразу на несколько органов. Иными словами, необходимо «крутить сразу много ручек».

Почему же в ряде случаев КВЧ- и БР-терапия помогают? Ответ очевиден, Мы уже говорили, что их воздействие воспринимается организмом как постороннее вмешательство. И компенсировать его он пытается за счет собственных резервов. Если таковые еще имеются. А если нет? Тогда подобное лечение — вредно. Особенно это касается пожилых людей и детей.

Итак, фундаментальное исследование, начавшееся с изучения работы клетки, привело к созданию нового эффективного метода лечения. ■

Фотомонтаж Александра КУЛЕШОВА

ЭХО «ТМ»

НАД ПОДКАМЕННОЙ

ТУНГУСКОЙ ВЗОРВАЛСЯ СИЛИКАТ

Уважаемая редакция! Прочитал в № I статьи о Тунгусском феномене и решил поделиться своими сообра-

Начнем с известных фактов. Исследователи обнаружили в торфе, находившемся в момент взрыва на поверхности и заросшем затем свежим мхом, аномально высокое содержание многих химических элементов. Такой состав не встречается ни в земных породах, ни в каменных и железных метеоритах. Он напоминает так называемые углистые хондриты — не совсем обычные и достаточно редкие небесные тела, богатые углеродом и другими углистыми веществами.

Еще в 1971 г. сотрудник Комитета по метеоритам И.Г.Зоткин рассказывал в журнале «Природа», что зарегистрировано несколько прилетов болидов, которые сопровождались мощными взрывами, а самое главное — не оставили после себя почти никаких следов. К примеру, 31 марта 1965 г. огненный шар взорвался над Канадой, веер осколков рассыпался над поселком Ревелет. Их бросились искать, и на льду небольшого озера нашли несколько крупинок общим весом... менее одного грамма. Метеорит оказался редкого типа — углистым хондритом.

А куда же исчезла остальная масса? И может ли взорваться такое тело, выделяя энергию в тысячу раз мощнее, чем современные ВВ? Если — да,то каков механизм явления?

Сошлюсь здесь на исследования доктора технических наук А.И.Куликова. Внедряя на одном из заводов свое изобретение, он загрузил нагревательную печь силикатом. Внезапно раздался оглушительный взрыв.

«По расчетам, его энергия превосходила ту, что могла выделиться при химической реакции, но была меньше ядерной, — пишет Куликов в журнале «Наука и жизнь» (№8 за 1991 г.), - После недолгих колебаний я пришел к убеждению: реакция была физико-химической, притом — цепной.

Мы привыкли так называть процессы, связанные с распадом атомов. Хотя давно известны цепные реакции иного типа, например, обусловленные разрывом внутримолекулярных связей, в частности в силикатах. Как показывают оценки, один килограмм силиката NaASiOj выделяет около 8,5 млн ккал., что эквивалентно сжиганию тысячи тонн мазута».

Куликов пришел к выводу, что распад силиката начинается только тогда, когда достигается его критическая масса, равная нескольким тоннам. Для взрыва требуется присутствие еще и реагента, роль которого может играть углерод. Кроме того, нужен «запал» -первоначальный подвод энергии.

В случае Тунгусского феномена все эти условия были соблюдены. От разогрева в плотных слоях атмосферы началась цепная реакция, приведшая к взрыву и разбросавшая куски небесного тела в разные стороны. Их размеры были достаточно велики, а потому и в них произошла цепная реакция. Отсюда, кстати, понятно, почему очевидцы слышали несколько взрывов.

Выброшенный в верхние слои атмосферы высокодисперсный силикат привел к возникновению над Европой белых ночей.

По новому можно объяснить и загадку образования тектитов. Благодаря взрыву силикатного метеорита, появляются капельки расплавленного натриевого стекла - NajOSiO,.

Не исключено также и образование алмазных сростков из углерода, содержащегося в теле небесного пришельца, поскольку температура и давление в момент взрыва были достаточными для синтеза алмазов.

Упавшие на поверхность Земли частички распавшегося силиката в результате реакции с водой образовали щелочь, что подверждается свидетельствами очевидцев о том, что вода «жгла, как огонь».

Итак, факты убеждают — над тайгой произошла цепная реакция распада силикатов! ■

Валерий Руденко, инженер

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5'9 8