Техника - молодёжи 1998-05, страница 58Самолет «Флайер-3» конструкции братьев Райт в Центральном зале Национального аэрокосмического музея: на этой машине впервые поднялся в воздух Орвилл Райт. всех его магазинах им предоставят скидку на 10 — 20 %. Если же они внесут 60,125 или более долларов, то получат более высокий статус: «сторонника», «донора», «спонсора» и т.д. вплоть до «патрона». Причем каждая ступень гарантирует новые льготы. И наконец, 2000 долларов стоит «натурализация», при которой зачисляют в члены Общества Джеймса Смитсона с правом проводить в компании кураторов и ученых Института ежегодный уик-энд, завершаемый официальным обедом в кругу членов Конгресса или дипломатического корпуса. Что же касается ограничений при вступлении в «смитсонианцы», то оно единственное — возраст: нужно быть старше 4 лет! Многие американцы стремятся не то что бесплатно, а даже за собственный счет поработать в «Смитсоне», число таких волонтеров в среднем составляет 5 тыс. человек. Все это можно отнести к затеям и развлечениям в сугубо заокеанском духе. Не слишком ли их много, и не уподобляется ли тут Институт балагану? Нет. И вот почему. Смитсоновский институт — первое учреждение в США, где созданы благоприятные условия для научной деятельности за счет государственных субсидий. Его годовой бюджет достигает 300 млн долларов, не учитывая финансирования «отдельной строкой» новых исследований. А потому сотрудники обязаны выполнять определенные социальные проекты и притом на «отлично». Никто в необходимости этого не сомневается, напротив, такое стало почетной нормой, ведь работа в «Смитсоне» свободна и от академического снобизма, и от обывательской ограниченности. Так что неудивительно: американцы любят Смитсоновский институт, а он отвечает каждому посетителю взаимностью, Кстати, вход во все его музеи бесплатный. Изложив все это, вряд ли удивишь читателя ежегодной посещаемостью Смитсоновского института — 20 млн человек, причем почти половина приходит в Национальный аэрокосмический музей (НАКМ). Дворец летательных аппаратов На плане Смитсоновского института НАКМ расположен в нижнем правом углу — на самом почетном месте — перед Капитолием. Здание вытянуто вдоль аллеи Независимости и обращено к «моллу» фасадом, а торцами — упирается в 4-ю и 7-ю улицы. На первом этаже располагается 14 экспозиционных залов, театр имени Сэмюэла Ленгли — американского пионера авиации и магазин, торгующий продукцией «Смитсона» — буклетами, книгами по истории техники, сборными моделями летательных аппаратов и т.п. На втором — девять залов и планетарий имени Альберта Эйнштейна. На третьем — библиотека по аэрокосмической тематике соседствует с административными офисами, в тиши которых работают научные сотрудники музея. Первый законодательный акт о создании национального музея авиации США увидел свет 12 августа 1946 г. С того времени стали целенаправленно собирать экспонаты и литературу. Их демонстрировали в готическом замке, вокруг которого строили различные музеи «Смитсона». Затем авиамузеи перепрофилировали на более широкую тематику,в соответствии с которой его назвали Национальным аэрокосмическим. Случилось это 19 июля 1966 г. Ну а современное здание для него ввели в эксплуатацию лишь 1 июля 1976 г. Кстати, сама постройка обошлась в 40 млн долларов и для нее потребовалось более 5500 т стали. Габариты здания — 191 х х 68 х 24,5 м. Ежедневно посещают НАКМ в среднем 38 тыс. человек. Но однажды, 14 апреля 1984 г., явилось рекордное число посетителей — 118437. За год в «эрспейс» приходят 9,5 млн человек, и к настоящему времени побывало уже более 200 млн. — почти все население США. ...В конце января погожим ранним утром фотокор «ТМ» Александр Кулешов прибыл на станцию подземки «Смитсоновская». Почти пробежался по заснеженной аллее «молла» и легко проник через парадный подъезд в заранее намеченный объект. Вот как он вспоминает о столь знаменательном событии. «Я вошел и ахнул — отовсюду на меня смотрели самолеты. Не теряя времени, извлек из сумки свой «Pentax 6x7» и в дальнейшем на экспонаты глазел в основном через его видоискатель. Прямо над моей головой висел летательный аппарат братьев Райт. Он словно медленно двигался, и я с некоторым трудом загнал его в кадр. Манекен пилота казался живым и явно неодобрительно следил за мной. Я снимал знаменитый самолет с ра:^ ных точек, и лишь истратив полпленки, спохватился, успокоился и дальше все пошло привычным образом. Здесь же «парил» прославленный «Вояджер», о котором так много писали: на нем пилот с миниатюрной помощницей совершил всего за сутки первый беспосадочный облет планетй без дозаправки топливом. В соседнем зале будто бы соревновались популярные аэропланы 30-х гг. Этот — знаменитый «Дух Сент-Луиса», за ним — мечта Генри Форда трехмоторный моноплан, следом — «дугласы» ДС-3 и ДС-7. Я снимал с таким азартом, что мои запасы фотопленки быстро исчерпались. Про себя невольно отметил прекрасное освещение практически всех экспонатов. Больше того, для удобств многочисленных фотографов предусмотрели даже балконы. Взобравшись на них, удавалось почти вплотную приблизиться к интересным самолетам. Когда же закончил фотоработы, я спустился в холл и попросил одного из посетителей запечатлеть меня на фоне «Вояджера»... Устав от обилия впечатлений, уже поджимаемый временем, с грустью покинул музей с навязчивой мыслью, что вряд ли попаду в него еще раз. В Москве проявил пленки — увы, снимки неважно воспроизводят то, что я видел собственными глазами. Но надеюсь, толику моих ощущений они все же смогут передать». Аэроплан «Дух Сент-Луиса•>, на такой машине знаменитый американский летчик Ч.Линдберг в 1927 г. перелетел Атлантичес- Отдадим должное Александру Кулешову, сумевшему при чартерном авиарейсе выкроить время посетить НАКМ, Присмотримся к тому, что запечатлено на его фотографиях. Прежде всего к потолкам, к которым подвешены не предельно облегченные пустотелые макеты аэропланов, а настоящие, полностью укомплектованные, хотя и не заправленные образцы самолетов. Причем многотонные аппараты сотрудники музея периодически перемещают на другие места — при смене экспозиции или её обслуживании. Каким же должно быть прочным «небо» в «эрспейсе»! И в этом большая заслуга архитектора Аббо-та из Сент-Луиса. На верхние этажи можно подняться, а в подвал с гаражом спуститься по лестницам, эскалаторам или на лифтах. Обеспечено максимальное удобство перемещения и инвалидов на креслах-каталках. Рассматривая снимки Александра Кулешова и знакомясь с проспектами и релизами аэрокосмического музея, приходишь к заключению, что экспонаты в нем систематизированы, в основном, по назначению и времени. Больше всего натурных образцов представлено в трех двухэтажных залах. Уже сами их названия невольно вызывают волнение: «Мечты о полете», «Транспортная авиация», «Космос». В первом — ранняя авиация и специальные рекордные самолеты. Вот макет первого летательного аппарата Америки — «Аэродром» Ленгли, упомянутый «райт», самый стремительный Х-15А-1, превысивший скорость звука в 6,453 раз и взлетевший на высоту более 100 км. В зале «Транспортная авиация» — передняя половина ДС-3, позволяющая войти в салон и кабину пилотов, и целиком Дуглас М-2, красавец Боинг 247Д, быстроходная машина Нортроп «Альфа». Тут же чуть не ставший этапным для авиации США пассажирский самолет Форд 5-АТ «Три-мотор». Автомагнат Генри Форд приобрел лицензию на производство восьмиместного трехмоторного аэроплана у известного голландского авиаконструктора Антони Фокке-ра. Но только успели подготовить массовое производство этих самолетов, чтобы заполонить ими США и остальной мир, как грянула «великая депрессия» и ему пришлось направить все средства на спасение своей автомобильной империи. Ну а в середине 30-х появились принципиально новые цельнометаллические аэропланы фирм «Дуглас» и «Боинг», тягаться с которыми Г.Форду оказалось не под силу. Самолеты этих авиаконцернов бороздили небо и в мирные, и в военные годы. Поэтому их подвесили следом за «Три-мотором» в той последовательности, как их создавали. Остальные 20 залов интригуют ничуть не меньше. Судите по их названиям: «Ранние самолеты», «Вертикальный полет», «Золотой век авиации», «Достижения авиации»... «Ра ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ ЕЛ 5 9 8 |