Техника - молодёжи 1998-06, страница 16

Техника - молодёжи 1998-06, страница 16

АКУСТИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

КМЕСТВО ПРОДУКЦИИ-

ВОПИЮЩЕЕ!

Один из первых в мире акустических инженеров — древнеримский архитектор Витрувий: еще в 27 г. до Р.Х., проектируя здание очередного театра, он велел изготовить особые бронзовые вазы и установить их в зале под сиденьями — дабы голоса актеров отчетливее доносились до зрителей. «И все же звуковой дизайн делает лишь первые шаги, — признает 2000 лет спустя Фридрих Блутнер, владелец саксонской компании Synotec-Psychoinformatik. — Если соотнести наши достижения с успехами визуальных дизайнеров, то мы застряли где-то в 50-х годах» (какого века — не уточнено; видимо, нынешнего).

И теперь наверстывают упущенное: акустическая инженерия обрела статус науки, причем новой (!) и на редкость перспективной. Ее девиз гласит: качество товара должно кричать о себе! Очевидна зависимость объема продаж технических устройств, индивидуальных транспортных средств и даже продуктов питания от того, как они звучат. Очень хорошие термографы IBM-650 прозябали на складах лишь оттого, что работали бесшумно — к чему потребитель не привык. Вполне приличные, но не шибко выдающиеся холодильники одной американской компании покорили местный рынок тем, что закрываются точно с таким же звуком, как престижный автомобиль «Кадиллак». Немцы не желают покупать оружие, стреляющее с мягким и деликатным хлопком вместо оглушительного грохо- _ та, невзирая на его прекрасные боевые качества. Пылесос обязан довольно громко урчать — иначе не верится, что он действительно всасывает пыль. Темному пиву положено литься в стакан с более низким и глухим звуком, нежели светлому, не то мы решим, что оно разбавлено водичкой и заправлено стиральным порошком...

Поэтому в наши дни крупнейшие компании мира завели у себя порядок: всякий продукт, перед тем как стать товаром, подвергается в творческой саунд-лаборатории производителя акустическому исследованию. Задача его весьма сложна — из возможных вариантов звучания, скажем, автомобильного двигателя выбрать лучший, с наиболее комфортными для человеческого уха амплитудно-частотными характеристиками. Отсюда ясно, что до наступления эры совершенных компьютеров акустическая инженерия не могла занять прочных пози

ций в промышленности. Быстрый и тонкий анализ звука издаваемого, срочное моделирование звука желательного и мгновенный поиск конструкционных ухищрений, долженствующих его обеспечить, — все это под силу только компьютеру высокого класса.

В смысле теории акустическая инженерия зиждется на трех китах — биоакустике (раздел биофизики), нейрофизиологии и психологии. Каких звуков взыскуют наши уши — и, что еще важнее, каких они активно не взыскуют? Прежде всего грубых и резких. Но что значат сами эти слова? Нынешним звукодизайнерам ответ известен. Грубым называется низкочастотный сигнал, чьи спектральные составляющие бо-лее-менее равномерно распределены по амплитудам; резким — высокочастотный того же рода. Зато нередко мы, потребители, положительно реагируем на звонкие звуки — тональные сигналы, в спектре которых какая-либо одна частота (так называемая несущая) заметно доминирует по амплитуде.

Затем, человеческий слух гораздо чувствительнее к низким и средним частотам, нежели к высоким. Этим его свойством, давно открытом физиоло-

Crispimeter (хрус-томер) — прибор для анализа акус-

Электронная

гами, весьма находчиво воспользовались немецкие оружейники. Дело в том, что в Германии громкость стрельбы законодательно ограничена. С другой стороны, тамошний народ не уважает «тихих» пистолетов и револьверов: что, мол, за выстрел, ежели от него перепонки не лопаются?! Срам... Выручили инженеры местного

щих при переже-

«МВТУ» — Берлинского техуниверситета: подпустили басов в частотный спектр выстрела. В итоге — и клиенты довольны («Oh! Ba-bah! Der monster hall!»), и закон может спать спокойно — никакой шумомер не уловит больше децибелов, чем положено.

Обычная методика инженерно-акустического эксперимента такова. Стандартным «испытуемым» — или, если угодно, моделью усредненного покупателя — служит ис кусственная голова со встроенными мик рофонами. Ее слуховой анализатор намно го дотошнее и привередливее, чем у живо го мозга. Голова воспринимает звуки, об рабатывает их и передает на записывающее устройство; полученную цифровую фонограмму анализирует компьютер. Последний обращает внимание на мельчай шие нюансы, непостижные уху, но влияк щие на восприятие. Скажем, тембровая oi раска рокота автомобильного двигателя какой-то степени зависит от материала ве трового стекла: если оно слоистое, резо нансная частота ниже, если клеенное и; крошки — выше. Выбрали не тот матери ал — клиент разницы не услышит, но в по ездке ощутит дискомфорт. Компьютеризо ванная же голова сразу забьет тревогу предложит конструкторам поставить дру гое стекло.

Естественно, оборудование саунд-лаборатории стоит немалых денег — и их щедро вкладывают. Концерн BMW, например, не пожалел сотни миллионов марок, Porsche — еще большей суммы. Понятно также, что расходы на акустику «аукаются» в цене товара. Тот дорожает, но прибыль от его реализации растет — не правда ли, парадокс? Парадокс номер два: сотни лет промышленники не заботились о звучании того, что производили и продавали, — а теперь, когда вся жизнь человеческая превратилась в нескончаемый шумовой фон, они, видите ли, задумались. Казалось бы, какая разница, оптимально ли жужжит под левым ухом электробритва: за окном ревет, гудит и грохочет ни на секунду не смолкающий город...

Но объемы продаж неумолимо свидетельствуют: есть разница — причем серьезная, как никогда. Именно современному человеку вдруг стало трудно заснуть под тиканье старых — довоенной работы — бабушкиных настенных часов. Подать ему, многодумному, бесшумный будильник от фирмы Брауна, что под Франкфуртом, — модель проверенная, сам Вольфганг Брей над ней колдовал, авторитетнейший в Германии дизайнер-аку стик! Сначала приглушил тика нье до 15 дБ, а потом откоррек тировал его спектральный со став. Каким образом? Ну, во прос, конечно, нескромный, но один из своих приемов Брей раскрыл: минутная стрелка укорочена — в результате толчки шестерни смягчаются, и приводной механизм двигает меньший груз. А рано поутру будильник Брауна возвращает своего хозяина в явь короткими тоненькими попискиваниями — высокочастотные звуки гораздо лучше слышатся сквозь сон, нежели среднечастотный зали-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 9 8

ШЕЯ