Техника - молодёжи 1998-06, страница 17пьянящая ария, что раздается в тот миг, когда даешь полный газ... Правда, дизайнерам-звуковикам, работающим на автомобильных фирмах, приходится помнить о законодательстве, ограничивающем наружные шумы. Например, запрещен «смачный, ядреный» рык выхлопной трубы, который так нравится гонщикам. Ну и что? Умный на то и умен, чтобы гору обойти: наружу выводим только «законопослушные» шумы, а большую и лучшую часть музыки двигателя и коробки передач через особую всасывающую систему направляем прямехонько в салон — ликуй, водила! Умельцы из BMW пошли еще дальше — создали акустический чип, который транслирует в салон звук двигателя, смоделированный по вашему вкусу, хотя сам двигатель тем временем ревет как умеет. Интересное изобретение, уж скоро пять лет ему — но пока не применялось. Руководство фирмы не вполне уверено, что клиенты по достоинству оценят задумку. Из совокупности разрозненных экспериментов, наудачу найденных технических решений и не цементированной теоретическими прозрениями эмпирики акустическая инженерия медленно, но верно превращается в настоящую научную дисциплину, организованную как подобает. И ее служители тоже понемногу организуются: европейские, например, дизайнеры объединили усилия в крупном проекте Obelics, одна из главных целей коего — ни много ни мало разработать «принципы оптимального саунда для продуктов каждой категории». Возможно, скоро начнут устраивать международные конференции по акустической инженерии — самой молодой из прикладных наук... И самой прикладной. В отличие, например, от биомеханики, ее корыстный характер очевиден и откровенен — она вызвана к жизни необходимостью продавать больше товаров. В России звуковым дизайнерам пока делать нечего, ибо нет производства. Но приятно отметить, что страна располагает почти готовыми их кадрами — специалистами-биоакустиками, получившими университетское образование и выполнившими блистательные работы лишь затем, чтобы в 90-х гг. обнаружить полную невостребованность своей квалификации. Кое-кто из них сегодня успешно трудится в зарубежных саунд-лабораториях... ■ По материалам зарубежной печати вистый дребезг, и не столь дискомфортны. Если же завеса дремы слишком плотна и за две минуты не раздвинулась, громкость писка постепенно нарастает, властно проникая, будоража и т.д. Стоит отметить еще один любопытный сдвиг в сознании людей. Испокон веку облик человека психологически ассоциировался с его голосом — само слово «персона» происходит от латинского per sona, Саунд-лаборатория BMW. Здесь создается акустический имидж новых автомобилей. «посредством звука». Слыша звонкий женский голос и не видя его обладательницу, мы бессознательно приписываем его блондинке, глухой — брюнетке. Бывало, что популярные радиоведущие лишались любви публики, когда переходили работать на ТВ: «Ой, она же совсем не такая!» (Или он.) Ну а в наше время точно так же внешний вид автомобиля или бытового прибора Диаграммы Кэмпбелла, отражающие зависимость спектрального состава звука автомобильного двигателя от числа оборотов. BMW-M-Roadster (слева), когда поддаешь газку, рычит агрессивно, грубо (много желтого цвета), BMW-750i (справа) — мягче, бархатистее (преобладает малиновый). «привязывается» к его звучанию. Вероятно, причина в том, что техника стремительно умнеет — и если раньше мы очеловечивали ее разве что ради красного словца, то теперь она, пожалуй, и впрямь заслуживает сравнения с живым существом. У машины есть индивидуальный голос — и ему ставится в соответствие определенный образ. С точки зрения психологии, учесть данный момент на практике труднее всего, но и — нужнее всего. Выдающегося успеха достигли инженеры-акустики Porsche: звук 6-цилиндрового двигателя знаменитой 911-й модели, по признанию ряда автогонщиков, вызывает прямо-таки сладострастные ощущения (фрейдистам тут есть над чем призадуматься...). Весьма хвалебны также отзывы об акустическом имидже Ferrari Testarossa 512 TR: хриплое фырканье, металлический взвизг — и ликующая |