Техника - молодёжи 1998-06, страница 18

Техника - молодёжи 1998-06, страница 18

ЭХО «ТМ»

БВДНОСГЬ-НЕ ПОРОК?

В течение почти 40 лет (с середины 50-х до 94-го года) мы являлись неизменными подписчиками журнала«Техника - молодежи». Его любили и муж,

И вот в прошлом году сын подарил отцу на день рождения годовую подписку на ваш журнал. Мы получили уже три номера. При рассмотрении обнаружили, что наш журнал с индексом 72098, оказывается, для небогатых, а для богатых существует другой, с индексом 70973, - с улучшенным полиграфическим исполнением.

Расслоение общества сейчас идет во всех жизненных сферах. Но чтобы журнал для молодежи? Я никогда в жизни не задумывалась, когда получала журналы, для кого они - для бедных или для богатых. Видимо, раньше этого понятия и разделения не было.

Остался очень неприятный осадок. Мы раньше, до перестройки, а вернее, до 90-х годов, выписывали много журналов и газет. Имели, как и большинство, возможность. Так по чьей милости мы стали бедными? И зачем это на каждом шагу подчеркивать?

Вы знаете, когда в далеком 1944 году я, шестнадцатилетняя девушка, ходила в солдатских ботинках 41-го размера (при своем 35-м) и Бог знает в каком пальто, я не чувствовала себя такой униженной, как сейчас.

В конце концов, если для богатых оскорбительно в руках держать журнал в таком исполнении, можно это оговорить, но каким-то другим образом, не унижая людей.

Я думала, что такое откровенное разделение нашего общества - удел недалеких людей. И очень больно, что редакция такого уважаемого и любимого журнала пошла у них на поводу и способствует расслоению. Хотя, когда его создавали в тяжелом 1933 году, он был предназначен для просвещения учащейся и рабочей молодежи.

С уважением

Зорина М.Д., г. Петропавловск-Камчатский

Это письмо — единственное в своем роде. До сих пор никто не упрекнул редакцию в том, что она-де унизила часть своих подписчиков, заранее отнеся их к категории «небогатых». Никто — из написавших нам, Но, наверное, есть и другие — те, кто переживает обиду молча? Попробуем объясниться.

Ведь что получается? Оказывается, в расслоении общества на богатых и бедных... виноват отчасти и наш журнал! Но разве в страданиях больного повинен врач, ставящий диагноз? Да, назвав более дешевый вариант «ТМ» «общедоступным выпуском для небогатых», редакция тем самым «подчеркнула», что есть в нашем отечестве и люди состоятельные. Но вовсе не потому, что «для богатых оскорбительно в руках держать журнал в таком исполнении» (более дешевом), возник «выпуск в улучшенном полиграфическом исполнении». Он-то как раз предшествует «выпуску для небогатых»! Он-то как раз и есть основной.

Теперь разберемся, зачем понадобилось выпускать «ТМ» в двух обличьях. Но прежде предлагаем нашей читательнице и тем, кто с ней солидарен, ответить на вопрос: а за чей счет издаются журналы? И почему в советские времена они стоили копейки — независимо от реальных затрат на их выпуск, а сейчас — многие рубли?

В недавнюю эпоху все СМИ у нас принадлежали либо государству, либо общественным организациям, либо непосредственно партии — и в конечном счете контролировались именно ею. Печать являлась в первую голову инструментом идеологического воздействия, воспитания масс, почему и должна была оставаться массовой, а значит — дешевой. Редакцию не волновала рентабельность издания — оно оплачивалось издателем, покрывавшим, в случае необходимости, часть издержек из других источников. «Техника — молодежи» была, как известно, органом ЦК ВЛКСМ, печаталась тиражом до 2 млн экз. и стоила еще в 1990 году 40 коп. номер. Разумеется, почти каждый мог подписаться на столь недорогой журнал. Более того, подписка да

же лимитировалась — иначе никакой бумаги бы не хватило, дабы удовлетворить спрос.

С крушением прежних структур их печатные органы теперь уже сами должны были решать свою судьбу — либо искать новых богатых владельцев (что в конечном счете и сделали многие газеты, став рупорами соперничающих финансово-промышленных групп), либо сохранять самостоятельность, а для этого становиться самоокупаемыми. То есть повышать, сообразно растущим расходам на бумагу и полиграфию, стоимость подписки. В результате многим читателям она стала не по карману, и для некоторых изданий набираемый ими тираж опустился за критическую отметку, ниже которой они становятся убыточными и вынуждены либо все-таки «продаваться», либо закрываться.

Чтобы сохранить малообеспеченных читателей (и приобрести новых), редакция «ТМ» решила издавать, наряду с основным, более дешевый вариант журнала — под другим индексом, который публиковался в другом каталоге (что способствовало более широкому охвату потенциальных подписчиков). От «выпуска в улучшенном полиграфическом исполнении» «общедоступный выпуск для небогатых» (согласны, название не из лучших, но другого не придумалось, а теперь оно уже прочно вошло в подписные каталоги) отличается только отсутствием обложки. Все остальное—ТО ЖЕ САМОЕ. При этом объявленная цена за номер «выпуска для небогатых» не покрывает всех издержек на его издание — иначе говоря, часть тиража журнала — та, что без обложки, — субсидируется из доходов редакции (спонсоров и богатых рекламодателей у нас нет).

Гибкая подписная политика себя оправдала — падение тиража замедлилось, а в нынешнем году он даже превысил прошлогодний. Для редакции это благо. А для читателей?

Теперь о том, зазорно ли быть небогатым... Расслоение общества на людей состоятельных и малоимущих было всегда. Даже при «развитом социализме». Просто богатство первых не афишировалось, не кричало, не било в глаза. И главной ценностью не почиталось. Людям заслуженно обеспеченным — ведущим деятелям науки и искусства — их высокий достаток... прощался; незаконно обогатившихся — наказывали... если ловили. Госпартноменклатура, формально не имевшая значительной собственности, реально распоряжалась всем — и в период приватизации умело легализовала свое положение богатейшей части общества. Большинство населения никогда не было богатым, хотя и бедным себя не считало, ведь это как бы ему принадлежало все то, что гордо именовалось «общенародным достоянием». К тому же иной, несравнимо большей, нежели сегодня, была социальная защищенность простых людей. И ценности, повторимся, провозглашались другие...

Кстати, наша уважаемая читательница пишет слово Бог с заглавной буквы. Если это не дань «моде», а следствие убеждений, и если эти убеждения не противоречат отечественной православной традиции, то автор письма, несомненно, должна знать, что традиция эта никогда не считала бедность пороком, а богатство — признаком богоизбранности. Критерием угодности Богу объявил личное преуспеяние человека протестантизм, на идеологических дрожжах которого и возросли могущественные капиталистические державы современности, прежде всего США, на чьи моральные ценности как раз ориентируются сегодняшние хозяева российской жизни, а вслед за ними — их наемные работники. «Если ты так умен, то почему так беден?» — вот любимая «джентельмен-ская» приговорка нынешних нуворишей.

К слову — об «уме», вернее, о том, что способствует его формированию. Истинным мерилом свободы и богатства общества сегодня является доступ его членов к информации, Увы, она тоже продается и покупается. Сохранив в так называемом «выпуске для небогатых» почти весь объем сведений основного, «улучшенно исполненного», варианта журнала, мы предлагаем их за значительно меньшие деньги, то есть делаем эту информацию более доступной для самых неимущих — школьников, студентов, молодых специалистов. Иначе говоря, вносим посильный вклад в «просвещение учащейся и рабочей молодежи». ■

ЖЯ ной сети (МГТС) оживленно го-ворили еще лет 20 назад, но это нужное дело, подобно многим другим, было утоплено в болтовне, бесконечных согласованиях и уточнениях. Но сегодня все мыслимые сроки прошли — переоснащение сети стало для столичных властей одним из насущных вопросов. Одновременно, точно по сговору, началась навязчивая пропаганда повременной платы за телефон. Позвольте, но ведь повышенную мзду можно требовать лишь за лучший товар — а его пока нет. Что ж получается — утром деньги, вечером — стулья? А каково еще будет на них сидеть?

ЗА ЧТО МЫ ПЛАТИМ?

«Алло, межгород? Дайте Малаховку-.— «Нет связи!" — «О ч-черт... Ладно, дайте Лондон». — «Секундочку... Говорите!» — «Это Лондон?» — «Йес, сэр!» — «Дайте Малаховку!» — «Плиэ, сэр!» (Анекдот).

Сегодня, на рубеже веков, часть коммуникаций МГТС — антиквариат, чем мы вправе гордиться, Имеются в виду уцелевшие кое-где кабели производства 1902 г. К музейным ценностям относятся и послевоенные декадно-шаговые АТС, сохранившиеся в центре столицы. Но обетованно-желанная реконструкция отнюдь не сводится к обновлению оборудования. Ее основное содержание — переход от аналоговой передачи сигнала по медным кабелям к цифро-

ражаются специалисты, цифровизация.

Ведь почему до Малаховки быстрее доехать, нежели дозвониться? Потому что в аналоговой цепи передачи много уязвимых звеньев. Вызов, сделанный абонентом А, прежде чем достичь нужного ему абонента Б, проходит: свою оконечную станцию (ближайший узел коммутации емкостью 10 тыс.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 698

ШШ