Техника - молодёжи 1999-01, страница 15

Техника - молодёжи 1999-01, страница 15

намических процессов... возможности создания боковых ветвей для перетока энергии в нужный район».

Иными словами, Керимов приблизился к исполнению долговечной мечты человечества — своевременному прогнозированию землетрясений. Это открытие позволило его группе зафиксировать приближение землетрясений в Исма-иллах (Азербайджан) — за 4 дня, в Румынии — за 11 дней, на Курилах — за две недели... Однако его идеи насчет намеренного вызывания землетрясений в выбранном месте привели к тому, что этот прорыв в геофизике был основательно засекречен и тут же послужил основой для начала крупномасштабного военного проекта по разработке тектонического оружия под кодовым шифром «Меркурий-18».

ПРОГРАММА ПРОВАЛИЛАСЬ. НО ЗАКРЫТА ЛИ ОНА? 30 ноября 1987 г. появилось постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 1384-345, давшее старт разработке тектонического оружия в СССР.

Согласно техзаданию, за пять лет, с февраля 1986 г. по март 1990 г., азербайджанским ученым поручалось разработать «Модели процесса функционирования военно-технических систем с учетом геофизических факторов». К январю 1990 г. они должны были представить итоговый отчет о «методике дистанционного воздействия на очаг землетрясений и переноса энергии взрыва с помощью слабых сейсмических полей».

В главе «Ожидаемые результаты» этого военного технического задания значится: определить «прикладные аспекты дистанционного воздействия на тектонические процессы». Проще говоря, речь идет о способности вызывать землетрясения в указанном месте и в нужное время.

Понятное дело, все работы должны проводиться при надлежащем соблюдении секретности.

Кураторы из Генштаба МО СССР во главе с главным военным сейсмологом генерал-майором В.Бочаровым и представители КГБ требовали создать тектоническую бомбу ускоренными темпами. И в 1988 г. группа Керимова, приступила к первым экспериментам на полигоне примерно в 50 км от города Баткен (Киргизия). По мнению специалистов, они прошли успешно и были потом продолжены с еще большей интенсивностью на другом полигоне, в Узбекистане.

О масштабах военной программы «Меркурий- 18» можно судить хотя бы по тому, что в ней были задействованы 22 научных учреждения. В итоге, как следует из отчета И.Керимова, к началу 90-х гг. «накопленный теоретический и экспериментальный материал уже позволял использовать ядерные взрывы для разрядки избыточных напряжений в среде», то есть вызывать землетрясения любой мощности.

Более того, «в работе принимала участие лаборатория геоморфологии Института физики Земли АН СССР, которая проводила специальные полевые наблюдения для изучения длинно-протяженных тектонических разломов, которые простирались на несколько тысяч километров, в целях анализа преимущественного распространения сейсмической энергии, возможности создания боковых ветвей для перетоков энергии в нужный район, возможности активизации неактивной разломной системы и т.д.». Другими словами, появилась возможность вызывать землетрясения, находясь за тысячи километров от зоны искусственной сейсмоактивности и в местах, где никакой тектонической активности не было на протяжении веков.

Трудно представить, чем закончились бы эти

эксперименты, если бы не произошел развал Союза ССР, а затем экономический крах России. А поскольку программа «Меркурий-18» требовала огромных затрат, в том числе и для размещения сейсмоаппаратуры на борту космических спутников, то прекращение ее финансирования очень быстро привело к летальному исходу всей затеи.

«СЕЙСМОАКТИВНОСТЬ» СПЕЦСЛУЖБ. На том

можно было бы и закончить наше расследование, если бы, к несчастью, эта история не имела продолжения. После того как Азербайджан стал суверенным, к профессору Икраму Керимову обратился его бывший коллега по Институту геологии Нияз Байшев, эмигрировавший в ЮАР:

— В Баку ваши научные изыскания, Икрам-му-аллим, никому не нужны. Не хотите ли переехать в ЮАР? Получите необходимое финансирование и всю Африку для исследований!..

Как ученый, для которого научные интересы превыше всего, Керимов согласился, но с одним условием: «Выехать должны все члены нашей группы, желательно с семьями»

Пообещав не медлить с ответом, Байшев исчез. А вслед за ним в ноябре 1992 г. из Баку вместе с женой и ребенком уехал старший научный сотрудник Института геологии АН Азербайджана

Схема простейшего очага землетрясения (по данным испытаний моделей): 1 — разрыв; 2 — участки наибольшего снижения максимальных касательных напряжений; 3 — незначительные снижения напряжений; 4 — сохранение первоначальной величины напряжений; 5 — незначительное повышение напряжений; 6 — наибольшее повышение напряжений; 7 — условная граница очага землетрясения; 8 — направления максимальных нормальных напряжений; 9 — направления минимальных нормальных напряжений.

• « i i I i I i i I I I I i > I I I I I I I I I ! I I I ' 1 1 I_!_1 I I I I I I I

Джафар Джафаров В группе Керимова он был основным программистом. Говорят, теперь он зарабатывает на хлеб составлением программ по компьютерной графике. Но что он делает в свободное от этого легального занятия время — неизвестно...

Судьба вербовщика Байшева сложилась печальнее — он погиб не так давно. Опять же по официальной версии — от неосторожного обращения с личным оружием.

В марте 1995 г. профессор Керимов попросил срочной помощи у министра Национальной безопасности Азербайджана, поскольку ночью в рабочих кабинетах группы был устроен погром подозрительно похожий на обыск. В письме министру он сообщил, что кто-то взломал не только дверные замки, но основательно покопался в

компьютере с программами анализа, а главное, украл диск, на котором «находилась совсекретная информация о результатах проведенных нами исследований в течение последних 2-3 лет и анализ результатов всех исследований, проведенных по спецтеме».

Все это заставляет вспомнить и те странные события, которые происходили несколькими годами ранее. Скажем, в начале 80-х гг. в рамках осуществления программы тотального контроля ядерных испытаний Минобороны США предложило установить на территории СССР 30 сейсмических станций, с тем чтобы одновременно и нас снабжать получаемой информацией. Когда 6 станций было введено в действие, выяснилось, что американцы без устали поставляют нам искаженную информацию.

Примерно в то же время «из-за внутренних противоречий между сотрудниками Института физики Земли АН СССР» с результатами научной деятельности группы Керимова был ознакомлен сотрудник госаппарата Японии Кадзуо Хамада. Говоря попросту, сотрудники московского Института физики Земли, высказывая свое отрицательное мнение о работе азербайджанских ученых, ознакомили с их результатами иностранца. Тот дал понять, что не видит в них ничего существенного, однако, по сведениям КГБ СССР, как раз после этого Япония приступила к активной разработке военных геофизических программ...

А что же Россия? По нашим данным, в начале 90-х гг. планировалось создать 5-6 групп специалистов, аналогичных группе Керимова, а также оборудовать два полигона на Дальнем Востоке для геофизических экспериментов военного назначения. В этой связи заявление чеченской службы безопасности, о котором упомянул наш читатель, приобретает несколько иной оттенок Ведь, как отметил еще немецкий сатирик и физик Г.Лихтенберг, «самая опасная ложь — слегка извращенная правда». К тому же русофобски настроенные политиканы припасли козыри в своей бесовской игре — например, скандальные слухи, связанные с Эшерской лабораторией. ТАЙНА ОПЕРАЦИИ «ВЕЗУВИИ». Разговоры о заранее спланированном против Чечни катаклизме возникают в Грозном не впервые, и каждый раз они странным образом совпадают с обострением тамошней внутриполитической обстановки. Это, кстати, «проблема» не ее одной — похожее наблюдалось и в Грузии, и в Таджикистане. Поэтому, наверное, большинство россиян не обратило внимания на нервное заявление чеченцев. Но на Северном Кавказе оно все-таки вызвало пересуды.

Дело в том, что накануне якобы назначенного «судного» дня тряхнуло с силой 4,5 балла город Лабинск Краснодарского края. «Настраивали аппаратуру, примерялись, да, видать, промазали»,— предположил падкий на сенсации люд. Тут же помянули секретную лабораторию в абхазском поселке Нижние Эшеры, о существовании которой здесь наслышаны все. Оттуда, мол, тянутся невидимые нити. И кнопка, та самая, — там...

«Невидимые нити»— сущая правда. Точнее, одна нить, так называемый Калдахварский глубинный долгоживущий разлом. На суше он начинается от окраин абхазской столицы Сухуми, от поселка Нижние Эшеры, и тянется почти точно по параллели через весь Кавказ. К нему, как говорят ученые, приурочено большинство значимых подвижек земной коры.

— Эшерская лаборатория могла играть роль испытательного полигона в рамках проекта «Меркурий», — высказал догадку мой знакомый

ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ

1 9 9