Техника - молодёжи 1999-02, страница 19

Техника - молодёжи 1999-02, страница 19

ИЗ И С Т О Р

ИИ С О В Р Е

МЕННОСТИ

Зти кинокадры навечно остались в истории, полыхнув в предрассветной ноябрьской тьме двадцатью факелами двигателей 2400-тонный комплекс «Энергия»-»Буран» скрылся в низкой — метров двести, не более — облачности, чтобы три часа спустя, удивив бывалых летчиков-испытателей лихим маневром парирующей сильный ветер автоматики, приземлиться на сверхровную (и сверхдорогую) полосу байконурского аэродрома «Юбилейный»... Триумф десятков тысяч людей, сотен предприятий, отрасли, страны, очередной раз доказавшей способность решать ЛЮБЫЕ задачи!

Но полет 15 ноября 1988 г. был для многоразового «Бурана» первым и последним. Через три года не стало страны, в которой он родился, а еще через два, не найдя применения огромной машине, РКК «Энергия» было вынуждено прекратить все работы по программе (официально, кстати, незакрытой — нет денег на консервацию...).

Десять лет назад мы, образно говоря, видели лишь одну сторону надводной части айсберга. Потом разные люди с разными целями показывали нам его немалые трещины и — нередко ими же — замытые грязью впадины, утверждая, что это и есть сущность ледяной горы. Они, надо сказать, добились своего: в глазах многих обывателей (и не только) термин «космическая техника» ассоциируется с «бессмысленной тратой народных средств». С другой стороны, создатели последнего шедевра советской космонавтики отказываются даже обсуждать недостатки своего детища — по человечески их позиция понятна...

Но десять лет прошли. И сегодня, хотя она еще далеко не закончена, уже можно спокойно рассмотреть историю создания советского многоразового космического корабля, со всеми ее победами и провалами, находками и ошибками — историю программы «Буран»!

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ. Многоразовый космический корабль создается для использования в конкретных целях, под решение вполне определенных задач. И не зная их, технику — любую — оценивать нельзя Об этом почему-то постоянно забывают, хотя в данном случае анализ осложняется: подлинная космическая программа Советского Союза — документ высшей степени секретности.

Последнее предполагает чрезвычайно малый круг лиц, действительно знающих вопрос. Реально это руководители отрасли, специализированных институтов и КБ. Одним из таких был многолетний директор головного в ракетно-космической промышленности Центрального НИИ машиностроения Ю.А.Мозжорин. Вот что рассказывал он о «Буране» в 1994-м:

«Программа имеет свою предысторию. В 1972 г. Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа «Space Shuttle». Она была объявлена как национальная, рассчитанная

на 60 пусков челнока в год, предполагалось создать 4 таких корабля; затраты на программу планировались в 5 миллиардов 150 миллионов долларов в ценах 1971 г. В дальнейшем они конечно подросли, как и у всех бывает, достигли 13 миллиардов 400 миллионов долларов. Программа была серьезная, поскольку создавались 4 стартовых комплекса, на базе Ванденберг и на мысе Кеннеди, создавались специальные производства.

Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т, и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Это очень серьезно, и мы начали изучать, для каких целей он создается? Ведь все было очень необычно: вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего

с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год... Это была не просто программа создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы (наши, нашего института проработки показали, что никакого снижения фактически не будет наблюдаться), она имела явное целевое военное назначение.

И действительно, в это время начали говорить о создании мощных лазеров, лучевого оружия, оружия на новых физических принципах, которое — теоретически — позволяет уничтожать ракеты противника на расстоянии в несколько тысяч километров. Как раз вот создание такой системы и предполагалось для отработки этого нового оружия в космических условиях».

Слова Юрия Александровича под-

К 10-летию первого и последнего полета

многоразового воздушно-космического корабля «Буран» .

А

Между 1984 и 1988 г. нам неоднократно снился один и тот же сон. Первая полоса «Правды». На фоне уходящих в небо ферменных конструкций, прильнув к им же и закрытой от фотографа ракете, точно присел перед броском белоснежный крылатый космический корабль!.. Именно такой передовицы не было. Но фотография — вот она, появившись после отмененного пуска 29 октября 1988-го, обошла все издания планеты...

Сергей

АЛЕКСАНДРОВ, инженер