Техника - молодёжи 1999-02, страница 16

Техника - молодёжи 1999-02, страница 16

у берегов или во внутренних морях. Но большая часть Мирового океана, напомним, глубже. Дальность же современных средств поражения позволит противнику и не заходить в те воды, где, помимо разнообразных мин, его будет поджидать и многое другое...

В базах флот нашего потенциального «супостата», увы, не запрешь, разве что какую-то, не очень большую часть: основные его силы — постоянно в море!

И потом, как и куда эволюционируют «обычные» многоцелевые лодки? Туда же, куда предлагают совершенствовать уже надводные корабли американские и французские авторы концепции «корабля-арсенала»: плавучая стартовая площадка со сверхбольшим запасом всевозможных ракет, от объектовой ПВО до стратегическх и космических носителей.

Но ведь бетонные подлодки, строительство которых, по мнению «Sunday Times», Россия вот-вот начнет — по сути, то же самое! В вертикальные пусковые установки, рядом со «Шквалами», вписываются и крылатые стратегические «Гранаты», и межконтинентальные РСМ-52.

Можно возразить, что применение ракет большой дальности проблематично с глубин в тысячи метров — ну, это кому как. Во всяком случае, с глубины 1020 м все тот же «Комсомолец» торпедами (обычными, не реактивными) успешно стрелял. Да, штатовские «Трайденты» запускаются с глубины в полсотни метров, не больше, зато наши РСМ-52 («главный калибр» «Тайфунов») спокойно уходят к целям с глубины 400 м... А если вспомнить еще одну старую идею — всплывающие контейнеры, то понятно, что глубина особым препятствием здесь не является.

Применение бетонных субмарин мыслится (мне лично) следующим образом. В «угрожаемый период» они выдвигаются в районы Мирового океана, откуда флоты потенциального противника могут нанести удар по нашим береговым целям крылата* может выглядеть бетонный подводный ракетоносец: разрезы; всплывающий командный отсек. Цифрами обозначены: 1 — ракеты различного назначения в вертикальных пусковых установках; 2 — антенны гидроакустического комплекса; 3 — всплывающий командный отсек; 4 — в случае реализации неатомного варианта, так расположатся аккумуляторные батареи.

тыми ракетами большой дальности и палубной авиацией, и ждут. Если радиус действия бортового оружия подлодки достаточен, а корабли «супостата» движутся в плотном порядке, она может работать и с места. В противном случае, ей придется активно маневрировать, причем с большой скоростью — либо нужно будет несколько лодок для перекрытия большей площади. Кстати, англичане считают, что такие корабли обойдутся дешевле обычных, а значит, построить их можно больше... НЕОБХОДИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Только один аргумент скептиков крыть нечем — Россия не способна сейчас на реализацию сколько-нибудь серьезных технических проектов.

Кораблестроение — одна из вершин пирамиды, в основании которой — вся экономика, промышленность государства. Эта очевидная истина не становится менее бесспорной от частого озвучивания. О каких новых лодках можно говорить, если существующие стоят у пирсов без аккумуляторных батарей? Если уже пять лет не работает единственный завод, делавший гидроакустическое оборудование для надводных кораблей? Если совсем недавно, в мае прошлого года, «одним чохом» были списаны десять многоцелевых атомоходов предпоследнего поколения — американские акустики их расслышать уже не могли? Если... этот перечень деяний, граничащих с преступлением, увы, продолжается.

Правда, именно бетонные субмарины можно построить даже сейчас — при условии, что длительное их проектирование — не вымысел британских аналитиков, что это действительно результат 30-летних работ. Глубоководные обитаемые модули, «Шквалы», аккумуляторы — пусть не серийная, но освоенная продукция. Новые гидроакустические комплексы для лодок (вроде строящейся питерскими корабелами на СВОИ СРЕДСТВА новейшей «Лады» пр.677) пока еще создаются. А соединить все это в бетонном корпусе теоретически проще, чем в стальном! БЕТОННЫЙ МОНОЛИТ ИДЕТ НА ПЕРЕХВАТ... Пусть британские аналитики не считают нижеследующее подтверждением своих догадок — я, как и они, пользуюсь только открытыми источниками Попробуем представить, как может выглядеть бетонный «подводный самолет».

Начнем с общей компоновки Лодка должна иметь: вертикальные пусковые установки (ВПУ); энергоблок; гидроакус

тический комплекс (ГАК); водометы с поворотным вектором тяги; всплывающий (по крайней мере, — какой-то своей частью) обитаемый отсек, в котором будет установлена и большая часть электроники.

Шахт ВПУ нужно много, а это сразу напоминает стратегические подводные ракетоносцы. Их схем существует всего две — классическая американская и советская «тайфуновская». Первая оптимальна по продольной балансировке и хорошо обтекаема, о второй чуть ниже.

Далее, водометов тоже хорошо бы побольше — чтобы при отказе одного-двух лодка сохранила подвижность. Из того же соображения их (или хотя бы сопла) требуется равномерно рассредоточить по вертикальной проекции корпуса.

А все это возвращает нас к проекту «мапа-хитовского» подводно-подледного снабженца, с его гробообразной формой (поперечное сечение близко к треугольнику), восемью поворотными водометами и всплывающим (частично) обитаемым отсеком.

Напрашивается логичное решение: вместо контейнеров у продольной оси корабля — шахты ВПУ, дальше к бортам — аккумуляторы (если решим отказаться от реактора, который, напомним, не может не шуметь). Водометы, конечно, будут более монументальными — поток воды нужно направлять не только вниз, но и под днище лодки (как известно, донный ил обладает нехорошим свойством засасывать стоящие на нем предметы).

Представимо и другое решение, уже по «тайфуновским» мотивам, если отказаться от высокой мобильности и сделать эдакую самоходную торпедную базу: в середине круглого корпуса — обитаемый отсек, под ним энергоблок (если реактор), вокруг — ВПУ, по периметру — водометы. Получается «летающая тарелка», только подводная.

Постройка же такого корабля, независимо от компоновки, представляется так. На берегу вырывается соответствующих размеров и формы котлован, в нем устанавливаются отсеки, арматура — и все заливается бетоном. После его схватывания вокруг «изделия» отрывается котлован большего размера, зачищается внешняя поверхность, а потом — удаляется перемычка, и импровизированный «док» заполняется водой. Выходит из него бетонная подлодка уже сама...

Может быть, так и будет выглядеть отечественный подводный флот в недалеком будущем? ■ Рис. Михаила ДМИТРИЕВА

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2 9 9