Техника - молодёжи 1999-02, страница 7

Техника - молодёжи 1999-02, страница 7

МЕДИЦИНА

УДАЛЕНИЕ ЗУБОВ-

Юоий МИХАИЛОВ

в них остается инфекция. А раз сверху зуб запечатан пломбой, микробы движутся внутрь и разъедают кость.

«Мы можем спасти зубы нации», — утверждает главный врач единственной в стране специализированной представительской клиники стоматологической ассоциации России «Служба щадящей стоматологии» Т.Д.Яновская.

Почему с такой уверенностью и легкостью врачи направляют нас на удаление? В ответ на робкие просьбы — попробовать сохранить дорогой нам зуб — демонстрируют рентгеновский снимок: «Видите, на корнях образовалась киста — гнойный мешочек. Чтобы ее убрать, надо провести резекцию, вырезать часть челюсти, что очень сложно и опасно. Куда проще — зуб вырвать. Конечно, одним будет меньше, но потом поставите сюда мост и забудете о потере».

— Так человек постепенно, один за другим, лишается своих зубов, — возмущается доктор Т.Д.Яновская. — Ведь киста и ее предвестник — гранулема — образуются, в конце концов, на всех плохо леченных зубах. Дело в том, что большинство врачей, пломбируя каналы, плохо их прочищают,

В плохо леченных зубах формируется киста — гнойный мешочек. Цифрами обозначены: 1 — канал; 2 — киста.

В ней и формируется гнойник.

Для борьбы с ним Яновская предложила использовать вакуум. Делается это так. Канал зуба раскрывается, в него вставляется специальное приспособление, через которое, собственно, и осуществляется терапия. Вакуум выполняет три основные операции. Сначала проводит дренаж, удаление содержимого кисты, затем сушит образовавшуюся полость и, наконец, в расположенной вокруг нее зоне рвет стенки слабых капилляров. Кровь из них заливает освободившееся пространство, создавая гематому. Это отличная питательная среда для интенсивного роста

костных клеток. После чего канал вновь пломбируется.

Так за один сеанс, длящийся примерно 1,5 ч, без анестезии и боли врач сохраняет дорогой вам зуб.

Я смотрел рентгеновские снимки, сделанные до лечения, сразу после и по прошествии полугода. Никаких следов патологии. Но, пожалуй, самое удивительное, что вакуумный метод дает 98-процентный положительный результат. Поэтому Яновская смело вручает каждому пациенту документ, гарантирующий, что в случае каких-либо рецидивов, больному полностью возвращаются его деньги.

Здесь следует отметить, что применение ваккума в медицине, и, в частности, зубоврачебной практике, — не новинка. Еще в 60-х гг. он начал использоваться в борьбе с пародонтозом (заболеванием десен), то есть на мягких тканях. На твердых же, в костях, выкуум использует только Яновская, получившая на свою технологию российский патент.

А теперь о печальном. Автора разработки атакуют врачи со всей страны: «Дайте ваш аппарат, научите на нем работать». К сожалению, всем приходится отказывать, так как пока прибор существует в единственном экземпляре. Чтобы начать серийный выпуск, требуются средства, которых, естественно, нет. Так что спасение зубов нации пока откладывается на неопределенное время. ■

применения УЗИ для технологических процессов. Понятно, что при такой ситуации абсурдно вкладывать средства в создание промышленных установок.

Теперь разберемся со второй причиной, сдерживающей широкое использование интенсивного УЗИ. Здесь придется пояснить, что представляет собой система, которая его формирует. Ее составляющие: электрический генератор, электроакустический преобразователь и, наконец, находящийся в жидкости излучатель. Принципиально важно, чтобы все эти элементы работали на одинаковой частоте, тогда система функционирует оптимально.

Конечно, добиться синхронности между генератором и преобразователем довольно просто. Куда сложней обстоит дело с излучателем. Это некое геометрическое тело, а его колебательные характеристики зависят от размеров, материала, но главное — параметров обрабатываемой среды, где «властвуют» малоизученные ансамбли пузырьков.

Как в ситуации, когда процесс практически невозможно заранее рассчитать, действовать конструкторам? Представим, что они изготовили излучатель, который без нагрузки (на воздухе) колеблется в резонансе с остальными элементами системы. Затем его опускают в жидкую среду, и, из-за коварства кавитации, вся согласованность рушится. Надо рассчитывать и вытачивать новую конструкцию.

— Поэтому до сих пор излучатели делали простой формы, в основном, в виде

стержня, у которого колебания в среду передаются через торец, — говорит О.В.Абрамов, заведующий лабораторией ультразвуковой техники Института общей и неорганической химии им.Н.С.Курнакова РАН, член президиума Европейского общества сонохимиков.— Площадь торца мала, а значит, чтобы создать сильное воздействие на среду, занимающую довольно большой объем, и вызвать в ней кавитацию, приходится использовать мощные источники УЗИ.

Но тут возникает новая проблема: из-за столь сильного возмущения жидкости вокруг излучателя образуется кавитационное облако, которое интенсивно гасит ультразвук. Он просто не доходит до отдаленных зон. Получается, что с помощью УЗИ невозможно обработать большие объемы жидкости.

А если установить сразу несколько излучателей? Но тогда расход энергии и стоимость всей системы резко возрастет. Кроме того, появятся области, где кавитация будет либо очень велика, либо наоборот — мала. Подобная неравномерность крайне нежелательна для технологических процессов.

Выход вроде бы напрашивается сам собой: излучать ультразвук с большой площади, за счет чего снизить локальную интенсивность воздействия на среду.

— Это легко сказать, — замечает О.В.Абрамов. — Мы потратили несколько лет, пока, наконец, нашли приемлемую форму излучателя. Он напоминает трубу длиной около 650 мм. Распространяющиеся в ней продольные

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2 19 9

5

колебания от акустического источника преобразуются в радиальные колебания стенок, причем той же частоты, воздействующие на жидкую среду.

Подчеркну: этот поиск стал возможен благодаря тому, что наши ученые разработали приборы, позволяющие довольно точно оценивать эффективность кавита-ционного процесса. То есть, по сути, решили и первую проблему, препятствовавшую широкому внедрению УЗИ.

Российские специалисты готовы изготавливать установки производительностью до 1000 л/ч, увеличивающие на 20—50% скорость протекания самых разных процессов: химических реакций, кристаллизации металла, эмульгирования, экстракции, диспергирования, очистки сточных вод и т.д.

К уникальному оборудованию большой интерес проявили зарубежные фирмы США, Швейцарии, Германии, в частности знаменитая «Мерседес».

— У немцев были проблемы с блоком цилидров, в них появлялись трещины, — вспоминает Олег Владимирович. — Дотошно изучив возможности нашего реактора, где с помощью УЗИ можно обрабатывать жидкий металл в процессе кристаллизации, они пошли, прямо скажем, на беспрецедентную акцию — остановили конвейер по выпуску цилиндров. Эксперимент прошел успешно, и фирма сразу же пожелала купить российское оборудование Тогда, в 1994 г, этому помешали разные субъективные обстоятельства. Недавно мы возобновили контакты, надеюсь сотрудничество возобновится. ■

2 Техника молодежи № 2