Техника - молодёжи 1999-05, страница 43

Техника - молодёжи 1999-05, страница 43

мой «Хьюз» для «героя «холодной» войны» — судна специального назначения «Гломар Эксплорер», смотри «ТМ», № 5 за 1998 г.). После стабилизации платформы из ее ангара вывозится и устанавливается вертикально ракета-носитель с укрепленным на ней спутником. Выполняет эту операцию автоматизированный транс-портер-подъемник, управление которым, как и всеми последующими действиями, ведется с командного судна. Туда же заранее переходит и экипаж платформы, дополнив собою его собственную команду из 230 человек.

А ИДЕЯ-ТО НАША! Интересно, что проект морского старта дважды обсуждался еще в СССР (что неудивительно — Байконур слишком далеко от экватора, в результате чего тот же «Протон» выводит на геостационарную орбиту только 1800 кг, тогда как на траекторию к Марсу — около 5 т!) и

то коммерческий, не использует государственных средств. В расчете на будущие прибыли финансирование осуществляется из средств самих партнеров. А также за счет кредитов банков.

Пока надежды оправдываются: портфель заказов растет. Правда, в основном на запуск геостационарных спутников связи. Впрочем, если пофантазировать, то можно представить, что «Морской старт» (этот или другой) в будущем сможет обеспечить запуск на орбиты элементов конструкций лунных поселений, которые стали более реальными, когда на Луне обнаружили лед. Или составных частей марсианских кораблей. Но сегодня у «Морского старта» более скромная задача, испытать смонтированное оборудование и начать плановые запуски.

Дело сдвинулось с мертвой точки, и сегодня специалисты с улыбкой удолетворе-

был отвергнут как фантастический. В третий раз РКК «Энергия» обратилась к нему, когда начала обдумывать способ выброса в дальний космос радиоактивных отходов. Для этого даже прорабатывалась концепция переделки супертанкера в стартовую площадку. И вот «безумная идея» превратилась в одно из самых дерзких инженерных свершений конца нашего столетия.

— Эта гигантская платформа на больших понтонах на волны совершенно не реагирует, — рассказал руководитель ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П.Королева Юрий Семенов. — Кроме того, возможность дистанционной подготовки к пуску повышает его безопасность. А старт из пустынной части океана позволяет не беспокоиться, что кому-нибудь на дом упадут отработавшие свое первые ступени ракеты-носителя... Получилось так, что один из самых сложных космических проектов конца XX века — чис

к ЭКВАТОРУ

ния вспоминают, сколько треволнении выпало на их долю.

ИСПЫТАНИЯ «ОДИССЕЯ». Лоцманы были непреклонны: только полное безветрие и штиль. В любую другую погоду они не гарантировали, что гигантский стальной остров (высотой 58, длиной 133 и шириной 67 м) впишется в узкие габариты канала, проходящего по шхерам Выборгского залива.

Теперь все это позади. Бывшая нефтяная платформа, превратившаяся в Выборге в самоходную стартовую площадку плавучего космодрома с названием «Одиссей» на бортах, благополучно добралась до порта постоянного базирования и с честью выдержала выход к экватору.

— На сборочно-командном судне нам надо было смонтировать и испытать свыше 1000 тонн механического, заправочного, электротехнического и другого оборудования, необходимого для сборки ракет

«Зенит», их автоматизированной подготовки к старту и управления полетом, — вспоминает заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» и руководитель ее научно-технического центра Валерий Алиев. На самой же платформе «Одиссей», которая обрела второе дыхание у причала Выборгского судостроительного завода, предстояло смонтировать 3 тыс. т сложного стартового оборудования...

И хотя иногда приходилось работать по 14 — 15 ч в сутки, корабелы сумели очень многое сделать уже у достроечной стенки. А что все-таки не успели — доделали в пути. На верхней палубе платформы соорудили ангар для размещения ракеты, ниже разместилось оборудование для заправки керосином и жидким кислородом. При старте ракеты огненная струя из сопел двигателей будет бить не в бетонную выемку отводного канала, как на Байконуре, а прямо в воду, для чего стартовый стол вывешен за кормой. Когда платформа уже была готова к плаванию, руководство консорциума отказалось от первоначального плана вести ее вокруг мыса Горн или мыса Доброй надежды. И «Одиссей» отправился через Гибралтар, Суэцкий канал, Сингапур. На борт СКС в Петербурге было погружено два комплекта ракет «Зенит» и два разгонных блока РКК «Энергия», которые необходимы для вывода спутников на геостационарную орбиту.

СКОЛЬКО СТОИТ МЕЧТА? Экваториальное расположение «Морского старта» позволяет «Зениту» выводить спутники в два раза более массивные, нежели при старте с Байконура, что как бы переводит его в более высокий класс и удешевляет запуски. Поэтому «Си Лонч» продекларировала цены за запуск на 30—40 млн долл. ниже по сравнению с использованием европейской ракеты «Ариан-4», что сразу привлекло внимание заказчиков. Довольно быстро у фирмы «Боинг», которая в «Си Лонч» занимается маркетингом, сформировался портфель заказов на 30 запусков.

Это ускорит окупаемость проекта, который по первоначальным наметкам, стоил 400 — 500 млн долл., но в конечном итоге, видимо, обойдется в целый миллиард.

Россия уже получила реальную выгоду. Ведь 4 года около 30 тыс. человек работали для «Си Лонч», причем зарплату получали сотрудники предприятий самых бедствующих наших отраслей. Рабочие места даст и продолжение поставок ракет. РКК «Энергия» подготовила 400 человек для обслуживания «Морского старта» — двойной экипаж с запасом.

У президента РКК «Энергия» Юрия Семенова есть мечта — создать сугубо российский «Морской старт». Все наши судостроительные верфи наперебой предлагают свои услуги и готовы заменить норвежцев. И технически такой проект вполне выполним в России А судя по темпам развития космонавтики в мире, работы хватит для всех.

P.S. А первым с «плавучего космодрома» все-таки стартовал — еще в прошлом году — наш носитель «Штиль». С нашей атомной подводной лодки проекта 667БДР. Правда, спутник вывели немецкий... ■

ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ 5 / 9 9

41