Техника - молодёжи 1999-06, страница 21

Техника - молодёжи 1999-06, страница 21

п о

СЛЕДАМ СЕНСАЦИЙ

История эта началась в один из погожих летних дней 1976 г., когда несколько рабочих из затерянного в тайге поселка Ертом, что в республике Коми, отправились порыбачить на протекающую неподалеку реку Вакшу. Прогуливаясь по ее берегу, в поисках места стоянки, они наткнулись на какой-то предмет, внешне вроде бы ничем не примечательный, — всего-навсего бесформенный обломок серебристого металла величиной с кулак взрослого человека. Первоначально рыбаки решили, что перед ними самый заурядный кусок алюминия, и чуть было даже не прошли мимо, но, когда один из них все же взял его в руки и рассмотрел повнимательней, стало ясно, что на алюминий это не очень-то похоже — металл был заметно тяжелее и к тому же отливал ярким белым цветом. Случайно он уронил кусок на камень, и тут из него вдруг... посыпались искры. Изумленные невиданным зрелищем, рыбаки повторили нехитрый эксперимент, и искрение повторилось вновь. Далее выяснилось, что оно наблюдалось всегда, когда по такому предмету наносили удары или пытались хотя бы просто поцарапать его. Вернувшись к себе в поселок, рыбаки попытались распилить находку на части. Но едва они чиркнули по ней ножовкой, как из-под зубчиков начали вылетать самые настоя-

бесформенный обломок некогда был ни чем иным, как фрагментом какого-то кольца, цилиндра или сферы диаметром около 1,2 м. Крайне удивил исследователей его химический состав, поскольку тот соответствовал сплаву различных лантаноидов (т.н. «редкоземельных элементов»): церий 67,2%; лантан — 10,9%; неодим — 8,8%; остальное же, в основном, приходилось на магний (6,7%) и железо (6,3%). Оставшиеся 0,1% составляли примеси, среди которых наиболее заметными были уран и молибден. Определить дату изготовления предмета надежно не удалось, однако изучавшие его пришли к твердому убеждению, что она не превышает 100 тыс. лет. (Основанием для подобного вывода стало то обстоятельство, что в нем не было найдено сколько-нибудь заметных следов продуктов распада входившего в его состав урана - 238; в противном случае они бы обнаружились, пусть и в очень малом количестве.) До сих пор на Земле не было найдено ни одного минерала с подобным или близким к нему количественным или хотя бы качественным составом. Более того, в геохимии уже давно является бесспорным фактом, что, во-первых, лантаноиды находятся в природе в рассеянном состоянии и не образуют сколько-нибудь заметных само

Олег МИХАЙЛОВ, доктор

химических наук, г.Казань

ЗАГАДОЧНЫЙ

СПЛАВ

коми

вожена пробуждающимся в ней новым чувством, ее настроение резко меняется. Девушка становится нелюдимой и замкнутой ... Одна у сонных вод В лесах она таится, Вздыхает и томится, И с нею там Эрот

Соответственно этому изменяется и цвет — наступает черед голубовато-зеленого тона, цвета «сонных вод». Он колористически соответствует неосознанному томлению пастушки (арабская 17 на партитуре, средней интенсивности V).

В отличие от томного настроения первой половины картины, во второй резко и нервно меняется интенсивность цветовой сцены: сначала картина темнеет (с V на IV), затем внезапно светлеет (от IV, минуя несколько градаций яркости, к VII, то есть почти к белому тону). Это передает беспокойство юной девы с неустойчивой еще в этом возрасте (не исполнилось и пятнадцати) психикой.

Заключительная часть первой сцены — сон Пастушки — опять возвращает нас к колориту начала: нежно-розовому цвету в сочетании с интенсивностью V). В своих грезах юная героиня переживает новые для нее эротические ощущения: ... И Лила в сновиденье Вкушает наслажденье И шепчет: «О Филон!» На-возврат к начальному колориту происходит на новом уровне, ибо это не явь, а сон, грезы. Потому цветовая палитра сильно светлеет и вся сцена, по замыслу художника, должна окраситься в бледно-розовый цвет (что обозначено на партитуре плавным переходом от градации яркости VI к VIII). Завершает первую картину практически белый свет.

Таким образом, не только звучащее слово, но и динамические изменения яркости и цвета освещения вносят свою лепту в создание особого чувственного ореола сцены, в формирование синестетического комплексного образа.

Подобным образом можно интерпретировать и другие картины пасторали.

Неизвестно, как в точности Г.И. Гидони представлял себе драматургию сопровождения цветом стихов А.С. Пушкина, да и была ли когда-либо в соответствии с его замыслом поставлена поэма «Фавн и Пастушка». Художник на партитуре дал лишь общие указания и сделал приписку: «Время — темп исполнения — устанавливается режиссурой».

Именно в роли режиссера и выступил автор этих строк, попытавшись расшифровать замысел светохудожника (рис. 3).

ОТ РЕДАКЦИИ. Чтобы постичь глубинный смысл поэтического произведения, вовсе необязательно слышать его со сцены, да еще в сопровождении света, танца, музыки и т.д. Более того, подобные сильные средства могут исказить восприятие текста, навязать зрителю так называемое режиссерское прочтение (что, кстати, сплошь и рядом происходит при постановке сценических произведений). По существу, чтение стихов актером — уже сотворчество, а в музыкальном и цветовом сопровождении — тем паче.

Окончание на с. 56.

щие струи белого огня. Все это настолько поразило рыбаков, что они сочли нужным незамедлительно сообщить о происшедшем в поселковый совет, а тот, в свою очередь, — в столицу республики. Так этот необычный предмет попал в руки сотрудников Института геологии Коми филиала АН СССР и привлек самое пристальное внимание исследователей нескольких авторитетных научных учреждений, среди которых были такие флагманы отечественной науки, как Всесоюзный научно-исследовательский институт ядерной геофизики и геохимии, Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского АН СССР, Московский институт стали и сплавов, Институт физических проблем им. С.И. Вавилова. При изучении куска металла были использованы самые совершенные современные физические методы исследования, в частности, такие прецизионные методы анализа, как нейтронно-актива-ционный, нейтронно-радиационный и рентгенорадиометрический. И вот тут-то обнаружились весьма странные и загадочные факты, которые и по сей день остаются необъяснимыми (на их фоне отмеченное выше искрение — сущий пустяк!), и перспективы на этот счет в будущем выглядят весьма туманными...

Прежде всего было надежно установлено, что в действительности внешне

стоятельных минеральных скоплений, а во-вторых, в силу своей весьма высокой химической активности, они никогда не встречаются в природе ни в свободном состоянии (т.е. в металлическом виде), ни даже в форме сплавов друг с другом. Обращало на себя внимание и вот какое — прямо скажем, странное — обстоятельство. Дело в том, что в земных условиях атмосферный кислород всегда вступает в реакцию с железом и в той или иной степени окисляет его, из-за чего в любом железосодержащем сплаве неизбежно появляются примеси оксидов железа и продуктов их дальнейшего превращения в результате вторичных химических процессов (карбонатов, сульфитов и т.п.). А в исследуемом обломке, несмотря на присутствие достаточно больших количеств железа, каких-либо следов подобных соединений железа (и вообще других его соединений) не было! Но, пожалуй, более всего поразило исследователей то, что в сплаве, даже при лазерном спектральном анализе, не выявлено ни малейшего намека на наличие таких элементов, как натрий и кальций, которые до сих пор обнаруживались подобным методом ВО ВСЕХ земных минералах, содержащих «редкие земли». Не оставалось никаких сомнений, что материал, из которого был

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 9 9

21