Техника - молодёжи 1999-06, страница 45

Техника - молодёжи 1999-06, страница 45

Аленушка не знала, как ей быть. Круг ее общения до сих пор ограничивался хорошо известными ей людьми. Незнакомцы внушали ей страх. Она понимала, что реальный Сергей тоже сейчас находится у себя в комнате, в комбинезоне и шлеме — только попроще, для людей с нормальными органами чувств. И здесь, в виртуальном пространстве, он ничего дурного с ней не сделает, даже если бы захотел. Да он и не захочет. У него такое светлое, открытое лицо, такая добрая улыбка. Он не может быть плохим человеком.

— Хорошо, пойдем, — смущенно проговорила девушка.

Сергей взял ее за руку, и они взлетели в безоблачное небо компьютерного мира...

Сергей учился в институте. Сейчас у него были каникулы, и Аленушка виделась с ним каждый день. Они управляли звездолетами, скакали на лихих «прыгунах» по лунным кратерам или просто бродили по весеннему солнечному лесу. И говорили, говорили... У Аленушки появились новые странные ощущения — сердце ее начинало биться с удвоенной силой, как только Сергей возникал перед ней. Она радовалась его приходу и тосковала, расставаясь. Она ждала его, и все ее мысли были только о нем. Это ее пугало, но доверять свои чувства воспитателям или доктору она не решалась. И не только потому, что пришлось бы раскрыть источник этих ощущений, то есть признаться в подборе пароля, в самовольном проникновении в запретный мир глобальной сети. Была и другая причина ее скрытности. Она боялась, что к ней опять отнесутся как к подростку.

Так у нее появилась ТАЙНА.

* * *

Апенушкино объемное изображение медленно поворачивалось вокруг своей оси на голографическом дисплее. Константин задумчиво смотрел на него, отмечая про себя, как девушка изменилась за последние годы. Карие глаза широко распахнуты, кокетливая светлая челка спадает на высокий лоб. Твердая походка, уверенная речь, прямой взгляд.

Но все это только в виртуальной реальности. Отключаясь от компьютера, она нервничает, замыкается в себе, неохотно ест, еще неохотнее делает зарядку и вновь торопится в свой компьютерный мир.

Да, только там она чувствует себя полноценным человеком. Виртуальная реальность подменила ей реальность настоящую.

Вздохнув, Константин перевел взгляд на дисплей ноутбука Только что по электронной почте пришло письмо. Известный научно-популярный журнал просил его рассказать о своем эксперименте.

Константин не очень-то любил писать статьи — защита диссертации надолго отбила у него к этому вкус, но от такого предложения грех было отказываться. Поэтому он дал команду компьютеру активизировать запись голоса, откинулся в кресле и начал диктовать.

«Всю информацию от внешних раздражителей мозг человека получает с помощью органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

В этих органах имеются рецепторы, которые преобразуют сигналы внешнего мира в нервные импульсы. От рецепторов эти импульсы передаются в кору головного мозга...».

Покончив с необходимыми для читателя-неспециалиста банальностями, Константин перешел к сути своего метода.

«...У слепоглухонемого человека связь рецепторов с мозгом частично нарушена — они или поражены, или не развиты. То есть глаза, уши и голосовые связки, грубо говоря, не подсоединены к мозгу. Такой человек не может общаться с нормально развитыми людьми и с рождения становится пациентом специального интерната.

Десять лет назад в одном из таких интернатов, разумеется, с разрешения городских властей и его администрации, наш отдел начал эксперимент по передаче внешних раздражителей в мозг испытуемых слепоглухонемых детей с помощью электронно-вычислительной техники — в обход пораженных рецепторов. В ходе десятилетних исследований получены многообещающие результаты, но и сегодня наблюдение за испытуемыми продолжается.

Виртуальное компьютерное пространство, в которое мы помещаем детей, разработано опытными программистами

с учетом физиологических и психических особенностей каждого ребенка и с опорой на те знания, которые были у него...».

— Константин?

С дисплея компьютера на него смотрела Анелия Петровна.

— Константин, — тревожно повторила она. — Аленушка вошла в Интернет. И похоже, не первый раз.

— Не может быть! Откуда у нее пароль? Сейчас иду.

* * *

Дальнейшие события в жизни слепоглухонемой девочки разворачивались так быстро, как бывает, наверное, только в жизни.

Сегодня они с Сергеем снова катались на виртуальных «американских горках», бесстрашно преодолевая крутые повороты и зигзаги. Скорость ошеломляла. Минуя очередной вираж, их капсула так сильно накренилась, что у Аленушки перехватило дыхание Она испуганно вскрикнула и прижалась к Сергею.

А он поцеловал ее прямо в губы.

Аленушке показалось, что ее сердце выскочит из груди.

Девушка потупилась, не смея поднять на Сергея глаза, а он, улыбаясь, следил, как краска смущения заливает ей лицо.

И именно в этот момент над влюбленными злым вороном прокаркал сигнал экстренного возвращения.

Очнулась Аленушка у себя в комнате. Уже за выключенным терминалом и без шлема Тонкие пальцы Анелии Петровны стянули с ее руки перчатку и прикоснулись к ладони.

«Аленушка, ты была в Интернете?».

«Да, ну и что?».

«Мы же запретили тебе туда ходить, это еще так опасно для тебя...».

«Почему вы все время решаете за меня, где мне быть? Почему вы вмешиваетесь в мою личную жизнь?! Мне уже восемнадцать! Я совершеннолетняя!».

«Аленушка, как ты можешь, мы же заботимся о тебе...».

«Мне скучно здесь, мне опротивела эта убогая действительность. Все одно и то же, одно и то же! Снова и снова вспоминать, кто ты есть на самом деле, и лишь в компьютерном мире ощущать себя такой, какой ты никогда по-настоящему не станешь! Обрубать свои чувства по три раза на день — и вновь становиться нормальной! Боже, как мне это все надоело».

«Успокойся пожалуйста... Аленушка!».

«Нет! Вы показали мне лучшую жизнь, жизнь, полную красок и радости, так почему же вы каждый день отнимаете ее у меня? Я не могу жить как все, по-человечески, — ходить, как все, общаться, как все, любить, как все... Я все здесь ненавижу!.. Я...».

— Анелия Петровна, у нее истерика. Катя, быстро релани-ум, три кубика!

«Аленушка...».

«Нет! Нет! Нет!».

— Закатайте рукав. Держите плечо!

«Аленушка...».

Успокоить ее удалось только к ночи.

* * *

Причина ее нервного срыва была проста Но даже самой себе Аленушка боялась признаться в том, что она... полюбила.

Полюбила первый раз в жизни, полюбила горячо, до боли в сердце И лишь теперь начала понимать, что же это такое — ЛЮБОВЬ. Каким пугающе горьким может быть это чувство.

Ведь еще больше, чем любить, она боялась стать любимой! Боялась одной мысли о том, что полюбивший ее Сергей — нормальный человек в нормальном мире — увидит ее такой, какая она есть на самом деле, — жалкий обрубок человеческих чувств.

Аленушка понимала, что однажды это случится.

Но не знала, что так быстро.

На следующий день после своего «разоблачения» она вновь пробралась в Интернет. Ее сердобольные опекуны решили, что она каким-то образом подсмотрела пароль для доступа в сеть, и сменили его. Но обезопасить систему от

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 9 9

42