Техника - молодёжи 1999-07, страница 42

Техника - молодёжи 1999-07, страница 42

чат if

прочность брони приходилось компенсировать толщиной. У нас толстые башни были потому, что варить как следует не умели и приноровились их лить. Литье менее прочно, чем сварка, поэтому пришлось башни делать на 20 — 30% толще.

• Кандидат технических наук, писатель-фантаст Владимир Щербаков поразил меня удивительным фактом: некоторые породы рыбок могут быть выведены только в больших аквариумах! Нельзя ли то же сказать и о людях? Не вымирают ли в маленьких странах люди того или иного склада? А может, попадают в преступники? Вообще, как размер страны влияет на характер и склад ее населения?

• Недавно, заваривая чай, подумал: до чего же удивительна обычная банка с чаем. Ведь для того, чтобы она всегда была полна, где-то в далекой Индии выращивают чайные кусты с ухищрениями, о которых мы даже не догадываемся, потом обработка, перевозка, чаеразвесочная фабрика, развозка по магазинам и т.д. Таким образом, коробочка с чаем — это всего лишь конечная точка гигантской разветвленной сети, охватывающей большую часть Земного шара!

• Давно интересует меня мысль: почему люди с маниакальной настойчивостью селятся снова и снова на одном месте, несмотря на многократные разрушения стоящего на этом месте города наводнениями, землетрясениями, извержениями или завоевателями? Казалось бы, все разрушено, чего снова лезть на это место, разбирать завалы и снова строить. Ведь можно же найти рядом чистенькое местечко и построить все заново. Так ведь нет! Лезут и лезут на пепелище. У меня возникла идея, что поверхность Земного шара расчерчена невидимыми мировыми линиями духовных образов и представлений различных народов. Точки пересечения этих линий и намечают фатально местоположения будущих городов. Эти линии не едины для всего человечества. Возможно, китайцы, заселившие Америку, построили бы свои города не на месте нью-йорков и сан-францисков, а в каких-то иных пунктах, более близких по рельефу и каким-то другим эзотерическим свойствам к Шанхаю, Пекину и т.д.

Поэтому реально существующие географические места с их реками, лесами, рощами, полянками несут в

себе еще и некий духовный потенциал, который представляет собой совокупность образов, возбуждаемых этими местами в воображении, в сознании того или иного народа!

• Вадим Орлов развил интересную идею о происхождении так называемых «принципов запрета». Он считает, что великие корифеи — Ньютон, Галилей, Гельмгольц и др., — ясно понявшие суть того или иного физического принципа, в своей деятельности часто сталкивались с оппонентами двух типов — безудержными фантазерами и ползучими эмпириками. Одни предлагали все новые и новые фантастические машины, другие твердили, что для великих обобщений не хватает фактов. И вот для преодоления таких оппонентов корифеям пришлось формулировать новые принципы в форме запретов. Мол, сколько ни придумывайте опытов, сколько ни собирайте фактов, в них во всех нельзя будет достичь того-то и того-то!

• Из теоремы Поппера о том, что события в системе, в которой функционирует предсказывающая машина, непредсказуемы, вытекает автоматический вывод: судьба пророка — всегда быть побиваему камнями! Ведь он потому только может правильно предсказывать о завтрашнем, что его никто не слушает сегодня. Поэтому в ремесле пророка главное — уловить момент, когда тебя, наверняка, не послушают, — и тогда каркать смело. И чего еще должен избегать пророк — привлечения его к консультациям на предмет принятия действенных мер. В этом случае ему следует «замкнуть забрало» или бежать...

Вот почему пророки появляются тогда, когда нет сильной власти, готовой прислушаться и провести в жизнь их предложения!

• Мой школьный друг, а затем и коллега по работе Леонид Евсеев говорил, что в детстве человека должны окружать соизмеримые с его силами предметы. Речка должна быть такой, чтобы ребенок мог рассчитывать ее переплыть. Ребенок, детство которого прошло возле какой-нибудь Пехорки, не трепещет перед водными преградами так, как ребенок, который живет на берегах Волги и с детства усвоил мысль, что переплыть ее невозможно! Этот взгляд объясняет, почему французы не морская нация. Выходя всем побережьем на великий океан, они даже помыслить не могли, что его можно

переплыть Другое дело англичане, которые шли потихоньку: сначала переплыли Темзу, потом Ла-Манш, затем Ирландское море, а там, глядишь, и Атлантический океан. То же самое испанцы — сначала Гибралтар, потом Средиземное море, затем же — океан. А португальцы, такой возможности не имевшие, плавали в Индию, держась вблизи берегов, и отказались поддержать Магеллана!

• Кажется, понял, почему популяризаторы не написали ни одной книги о термодинамике. Дело не в том, что эта наука менее интересна, чем, скажем, теория относительности или квантовая механика, а в том, что ее законы эмоционально не симпатичны людям. В отличие от других наук, ее начала — не разрешения, а запреты. В центре ее внимания — потери. Ее главный философский результат — «тепловая смерть». Поневоле отвратишься от таких вещей.

• В дореволюционном профессорском журнале «Научное слово» натолкнулся на статью датчанина Бран-деса, который пишет о том, что в Дании грамотность была распространена больше, чем во Франции. Это составляло тогда предмет особой гордости датчан. Но только потом Бран-дес понял: это ничего не значит, поскольку «наиболее высоко развитые люди во Франции были более развиты, нежели наиболее высокообразованные люди в Дании».

Интересная мысль, проливающая свет на образование в республиках нашей страны РСФСР среди них занимает в СССР последнее место по количеству людей с высшим образованием на тысячу человек населения, но разве это дает основания утверждать, что узбекская или грузинская наука выше русской?

Выходит, задачи, стоящие перед той или иной народностью, неисповедимыми путями вскармливают великих людей, соответствующих этим задачам. В самом деле, может ли быть порожден великий в общечеловеческом масштабе человек какой-нибудь маленькой мещанской страной, не играющей значительной роли в делах мира? Разве не было бы это чудовищным расточительством? Чудовищной избыточностью? Непостижимым и неоправданным несоответствием целей и средств?

• Вадим Орлов, занимающийся историей советского атомного проекта,

Т Е ХНИКА — МОЛОДЕЖИ 7 99

40