Техника - молодёжи 1999-07, страница 51

Техника - молодёжи 1999-07, страница 51

МЕДИЦИНА

1МШ ВМЕСТО^" Ш14Г нА\_ 7 СКАЛЬПЕЛЯ

Недавно группа хирургов 1-й кафедры госпитальной хирургии Российского госмедуниверситета под руководством профессора Юрия НЕСТЕРЕНКО предложила новый метод хирургического лечения от панкреатита, не имеющий аналогов в мировой практике. За эту работу авторский коллектив удостоен Государственной премии России.

Сегодня заболеваемость панкреатитом — воспалением поджелудочной железы — растет как никогда стремительно и приобретает все более широкое распространение, в том числе среди трудоспособной части населения. Как считают специалисты, больных можно разделить на две категории. Первая — молодые люди, злоупотребляющие алкоголем, особенно в виде напитков неявного генезиса и отбросного качества (каковые составляют стойкое большинство среди имеющихся в продаже) Вторая — женщины среднего и старшего возраста, страдающие желчекаменной болезнью: закупорка выходных желчных протоков вызывает тяжелый патологический процесс в поджелудочной железе.

— До недавнего времени острый панкреатит оставался одной из острейших (извините за невольную игру словами) проблем в хирургии брюшной полости, — говорит профессор Нестеренко. — Хотя тактика консервативной терапии острых воспалительных процессов в поджелудочной железе разработана и обкатана. Сначала производится блокада функций железы с помощью синтетических препаратов — таких, например, как 5-фторурацил (кстати, химический аналог семикарбазида Качугиных — см. «ТМ», № 5 за 1998 г. — Ред.) и санда-стин. Они позволяют приостановить, притушить «пожар» в железе — но не погасить его окончательно.

Далее используют разработанную в нашей клинике методику аспирации панкреатического сока, т.е. удаления жидкого содержимого из протоков железы тонким зондом.

Но жизнь то и дело нарушает эту стройную схему лечения. Ведь она хороша, пока процесс не зашел достаточно далеко. А пациенты, как правило, поступают в клинику к Нестеренко и его коллегам не в первые часы болезни, а значительно позже — через сутки-двое, в таком состоянии, что их приходится отправлять сразу в реанимацию. Раньше они нередко умирали в первые же сутки. Теперь выживают, но у них возникают осложнения — гнойные поражения самой железы и окружающих тканей.

Еще несколько лет назад единственным методом спасения таких больных оставалась операция, причем весьма сложная: широкие разрезы брюшной полости и поясничных областей, затем

удаление гнойных очагов. Позднее те образовывались снова, и операцию приходилось неоднократно повторять Естественно, не удавалось избежать тяжелых негативных последствий — в 40 — 60% случаев операции заканчивались смертью пациентов.

Нестеренко и его коллеги предложили альтернативу. Они прекрасно понимали, что обширные и повторяющиеся хирургические вмешательства вводят больного в состояние, которое попросту невозможно контролировать. Кровотечения, образование кишечных свищей, сепсис... И врачи пошли по пути малоинвазивных (с минимумом проникновения в организм пациента), малоагрессивных (понятно без перевода), малотравматичных (еще

ДРЕНАЖ

гонятнее...) операций, по сути разработав методику «хирургии без хирургии».

— Схема такова, — продолжает профессор Нестеренко. — Если у больного выявлено гнойное воспаление и диагноз подтвержден ультразвуковым исследованием, выполняется следующий комплекс мероприятий. Первым делом с помощью пункции под ультразвуковым контролем устанавливаем параметры гнойника. Затем шприцем отсасываем его содержимое. Если гнойная полость велика, после пункции проводится ее дренирование одной или двумя пластиковыми трубочками (дренажами). Далее — уже под рентгеновским контролем — проводим санацию, то есть полностью очищаем полость от гноя. Когда двух дренажей мало, применяем 4, 6 или даже 8.

При особенно глубоких патологиях наша методика эффективна лишь до некоего предела. Тогда прибегаем к «последнему аргументу»: через дренажный канал вводим в гнойную полость особый хирургический инструмент — видеолапароскоп с телеприставкой, и врач — не вслепую, а непосредственно наблюдая за ходом работы,— удаляет омертвевшие участки тканей. Эта манипуляция безопасна, и ее можно повторять, пока полость не

При обширных размерах гнойника мало одного-двух дренажей, и применяются, например, три — через паренхиму печени (1), малый сальник (2) и брыжейку (3).

Возможна и другая схема дренирования поджелудочной железы — через желудоч-но-ободочную (1) и желудочно-селезеноч-ную (2) связки.

Один из технически сравнительно простых вариантов методики — дренирование через поясничную область.

будет полностью освобождена от гнойного содержимого.

А затем (главное отличие «того, что стало», от «того, что было»!) больной обычно выздоравливает. Напоминаем, еще несколько лет назад летальность операций по удалению гнойников в поджелудочной железе достигала 60%. А с применением методики Нестеренко и соавторов — не более 10 — 15%, в зависимости от возраста больного, глубины поражения и того, насколько рано начато лечение.

Налицо крупнейший успех отечественной и мировой медицины. Метод Нестеренко уже спас более тысячи человек. Трудно сказать принадлежит ли ему будущее, но настоящее — несомненно. ■ Рисунки Михаила ШМИТОВА

Т Е X НИКА - МОЛОДЕЖИ_7 9 9

49