Техника - молодёжи 1999-09, страница 39

Техника - молодёжи 1999-09, страница 39

Видный конструктор артиллерийских орудий, Герой Социалистического Труда, доктор технических наук Ф.Ф.Петров, в выпущенных крайне ограниченным тиражом (всего 200 экз., и то только для служебного пользования) воспоминаниях заметил, что в «в послевоенный период нами была создана 21 артиллерийская система, принятая на вооружение», в том числе и «85-мм полевая самодвижущаяся пушка с двигателем воздушного охлаждения».

Как видите, информация весьма лаконичная, но упомянутая Петровым артсистема явно заслуживает куда большего внимания. Поэтому стоит рассказать о ней подробнее, уделив внимание и ее иностранным аналогам.

Успешный опыт эксплуатации в войсках первых в мире самодвижущихся орудий — противотанковых пушек СД-57 и СД-85 — показал, что расчеты их создателей полностью подтвердились на практике. Обоим орудиям были свойственна завидная маневренность — в отличие от обычных, буксируемых артсистем, они быстро перемещались по полю боя на новые огневые позиции, не прибегая к помощи тягачей. В производстве они обходились дешевле массивных самоходных артиллерийских установок, были проще их устроены и не столь заметными, что облегчало их маскировку на местности.

Поэтому было решено оснастить Советскую Армию не только противотанковыми, но и многоцелевыми самодвижущимися орудиями. Они предназначались для уничтожения неприятельской как бронетанковой техники, так и полевой артиллерии, для разрушения легких фортификационных сооружений, дотов и дзотов и. конечно, для поражения живой силы противника.

Сотрудники конструкторского бюро Ф.Ф.Петрова создали самодвижущуюся пушку СД-44 на основе своей Д-44 калибром 85 мм, выпущенной в 1944 г. для замены менее мощной дивизионной 76-мм пушки образца 1942 г. Ее оснастили стволом-моноблоком, дульным тормозом, вертикальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Последний автоматически открывался и закрывался, выбрасывал стреляные гильзы, однако заряжание производилось вручную.

Новое орудие оборудовали гидравлическим тормозом отката и наката и гидропневматическим накатником.

Подъемный механизм секторного типа обеспечивал СД-44 углы вертикального наведения от минус 7 до плюс 35 град., горизонтальный же обстрел был возможен в пределах 54 град.

При стрельбе прямой наводкой расчет пользовался оптическим прицелом, а при ведении огня с закрытых позиций — панорамным.

Нижний станок самодвижущейся установки служил основанием для вращающейся части оружия. На нем же располагались агрегаты самодвижения, трансмиссия и органы управления.

СД-44 снабдили поршневым двигателем воздушного охлаждения. Он представлял собой приспособленный для установки на пушку серийный 14-сильный, 2-цилиндровый, 4-тактный мотор — такими оснащали мотоциклы М-72. Его разместили вместе со сцеплением и коробкой перемены передач на раме, а ту закрепил на левой станине.

Колеса позаимствовали у автомобиля ГАЗ-АА и снабдили торсионной подвеской. Она включалась автоматически, когда расчет, готовя пушку к перемещению, сводил станины.

Запас топлива в 58 л бензина заливали в герметичные полости, встроенные внутри станин. Из них горючее перекачивалось специальным насосом по бензопроводу к двигателю. От него крутящий момент передавался на сцепление и коробку перемены передач, а от нее вдоль станин был пропущен главный вал, соединенный с ведущим валом главной передачи заднего моста смонтированного на лобовой коробке орудия и связанного с бортовыми передачами.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ САМОРЩИХСЯ

С помощью коробки перемены передач и демультипликатора водитель регулировал тяговое усилие, передаваемое на два ведущих колеса, тем самым приноравливаясь к дорожным условиям. Например, при преодолении особо трудных участков пути он включал демультипликатор.

Если же одно колесо начинало пробуксовывать в грязи или снегу, водитель мог блокировать дифференциал, и тогда пушку вытягивало другое.

В хоботовой части левой станины, впереди, поместили управляемое колесо, а за ним подрессоренное, мягкое сидение водителя автомобильный руль, тормоз и другие системы. Над колесом расположили спускаемый нож самоокапывателя. Кроме того, СД-44 снабдили лебедкой, предназначенной для самовытаскивания застрявшего на бездорожье орудия. Ее барабаны поместили на дисках ведущих колес, а трос перевозили на орудийном щите.

Самодвижущаяся СД-44 получила систему электрооборудования. От нее напряжение подавалось на фару, освещавшую ночью путь, и в плохую видимость подсвечивались шкалы приборов, которыми пользовался наводчик.

Как иуД-44, в боекомплекте самодвижущейся пушки имелись цельнокорпусные осколочные гранаты весом по 9,54 кг, 9,2-килограммовые бронебойные тупоголовые трассирующие и 4,99-килограммовые подкалиберные снаряды. На огневой позиции, перед стрельбой, расчет вывешивал (поднимал) колеса орудия.

В 50-е гг. СД-44 поступила на оснащение Советской Армии, и долгое время оставалась в войсках, считаясь образцовой в своем классе артиллерийского вооружения. Она же послужила и предметом для подражания. И не только у нас.

...Видимо, американцы своевременно разузнали о столь необычных советских орудиях. Они поняли и то, что такие небольшие, подвижные артсистемы могли бы пригодиться им в локальных войнах, которые в 50—60-ее гг США вели в специфических условиях Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Достоинства таких артсистем подтвердились и в ходе многочисленных маневров и учений. Учли американские конструкторы и опыт разработки и использования подобных орудий англичанами

Но только в 60-е гг. в США приступили к проектированию гаубицы М123 весом 6,4 т, из которых полтонны приходилось на агрегаты самодвижения. Не лишне добавить, что к тому времени в армии США для пушек, гаубиц-пушек и гаубиц оптимальным для полевых условий нашли калибр 155 мм, оказавшийся к тому же универсальным.

М123 оснастили автофретированным моноблочным стволом с двухкамерным дульным тормозом и полуавтоматическим клиновым затвором. Гидропневматическое противооткатное устройство с регулируемой длиной отката было снабжено контрольным прибором, оснащенным термометром и тремя цветными указателями температуры — зеленым, желтым и красным. В том случае, если вступал в действие последний, это означало, что жидкость в противооткатном устройстве перегрелась и необходимо прерывать стрельбу до тех пор, пока она не остынет.

Механизмы горизонтального и вертикального наведения орудия американцы снабдили гидроприводами, и внедрили пневматическое уравновешивающее устройство.

Верхний станок со стволом и затвором располагался на лафете с раздвигающимися станинами. На одной из них поместили 4-тактный карбюраторный двигатель мощностью 35 л.с. и силовой привод.

Место водителя разместили посреди ста

нин. Он управлял движением установки с помощью двух рычагов.

В боевом положении колеса М123 вывешивались, как на советской самодвижке, и стрельба велась с опущенного на землю поддона.

Перед перевозкой на буксире за колесным тягачом, расчет разворачивал ствол гаубицы на 180 град, и закреплял между станинами, после этого «сцепка» передвигалась по дорогам с твердым покрытием, развивая до 60 км/ч. При перемене позиции на поле боя и другой езде в режиме самодвижения М123 могла перемещаться по пересеченной местности со скоростью до 15 км/ч. При необходимости американскую самодвижущуюся гаубицу было можно транспортировать и по воздуху, на наружной подвеске под армейским двухвинтовым вертолетом CH-47 «Чинук». Через некоторое время появилась усовершенствованная модификация М123А1.

В боекомплект американской самодвижки входили выстрелы картузного заряжания весом 43,6 кг с дымовыми, осветительными, а также осколочно-фугасными снарядами. Последними обстреливали цели, находившиеся на расстоянии 22,2 тыс.м от огневой позиции, а при использовании их активно-реактивных вариантов дальность стрельбы увеличивалась до 30 тыс.м. Начальная скорость обычных снарядов всех видов составляла 827 м/с.

Из-за раздельного заряжания расчеты М123 могли производить в минуту не больше 4 выстрелов, как у стандартных гаубиц.

...Если осколочно-фугасными боеприпасами обычно ведут огонь по площадям и отдельные объекты в таком случае могут быть поражены лишь статистически, то движущиеся, к тому же маневрирующие танки, самоходные орудия и другие боевые машины можно вывести из строя либо уничтожить только при прямом попадании. Такое удается не сразу, по каждой подобной цели артиллеристам приходится выпускать по несколько снарядов. Именно поэтому скорострельность противотанковых пушек гораздо выше, нежели у обычных. Однако гаубицы для такой стрельбы не годятся по причине медленного раздельного заряжания

Стремясь придать артсистемам этого класса — буксируемым М198, самоходным М109 и самодвижущимся М123 универсальность, американские конструкторы приступили к разработкам управляемого снаряда ХМ712 «Копперхед».

Кроме боевого заряда, он обладал еще полуактивной, лазерной головкой самонаведения, отсеком с аппаратурой управления и раскрывающимися после вылета из ствола крыльями и стабилизатором. На конечном участке полета (наибольшая дальность стрельбы достигала 16 тыс.м) «Копперхед» выходил на подсвечиваемую лазером цель в режиме автопилота, подобно реактивному самолету-снаряду.

К 1980 г. американцы смогли приступить к испытаниям опытного образца этого управляемого снаряда на полигоне Уайт-Сендс. В их ходе вероятность поражения целей оказалась весьма высокой, близкой к 0,7. После того, как США израсходовали на проектирование и создание «Копперхеда» около 45 млн. долларов, еще 62 млн. выделили компании «Мартин Маретта» для подготовки серийного производства 100 тыс. таких боеприпасов стоимостью по 5,5 тыс. долларов.

Через некоторое время США, Англия, ФРГ, Италия, Бельгия и Нидерланды образовали консорциум для выпуска таких артиллерийских снарядов для армий стран—членов НАТО. Заметим, что подобные боеприпасы, например, «Краснополь» и «Смельчак» появились и у нас, но это уже тема особого рассказа. ■

Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 99

37