Техника - молодёжи 1999-09, страница 40

Техника - молодёжи 1999-09, страница 40

АНТОЛОГИЯ ТАИНСТВЕНН

Ы X СЛУЧАЕВ

МЕНДЕЛЕЕВ

Алексей АРДАШЕВИ _ —

суПерагект

Пожалуй, ни об одном другом русском ученом XIX в. не ходит столько легенд, слухов и небылиц, как о Д.И. Менделееве. Ими полны книги по истории химии, его биографии и просто студенческий фольклор. К вымыслам о нем приложило руку даже претендующее на академичность пятитомное издание «Очерков истории российской внешней разведки», осуществленное отечественной службой внешней разведки. При этом Менделееву посвящена часть 23-й главы — «Россия — США: попытки сближения», написанной А.Н. Иц-ковым.

По его версии, «в середине 70-х гг. прошлого века поток дешевой американской нефти, полученной по новейшим тогда технологиям, буквально залил этим ценным энергетическим продуктом мировой рынок, и Россия стала нести огромные финансовые потери» по причине неконкурентоспособности отечественных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. Тогда-то и встал вопрос «о перенесении американского опыта на российскую почву». Потребовалось срочно «разобраться с американскими новшествами», и для этого понадобилось отыскать подходящую персону для выполнения «деликатного поручения по линии промышленного шпионажа». Его-то и «поручили Д.И. Менделееву. Свою особую миссию знаменитый химик выполнил блестяще».

Что же, попробуем разобраться. Начнем с того, что США ввозили в Европу не сырую нефть, а продукт ее переработки — керосин. К тому же сама нефть тогда не была тем стратегическим сырьем, каким является сейчас. Да и мало-маль-ских убедительных доказательств разведывательного характера деятельности Менделеева в США не приводится.

Однако оказывается, что, помимо того, Менделеев «по просьбе российского военного ведомства старался найти в США секрет изготовления бездымного пороха и узнать, насколько успешны разработки американцев в этой области. Его усилия увенчались успехом Полученная информация... позволила Менделееву не только воспроизвести засекреченные американцами химические формулы, но и разработать на их основе новое поколение эффективных и сравнительно недорогих российских поро-хов». А что же было на самом деле?

Тайна, которой не существовало

Повторим, что в 70-е гг. XIX столетия нефть не имела того огромного военно-стратегического значения, которое получила в XX в. Она использовалась, главным образом, для получения «освети

тельного масла», то есть керосина, а также — смазочных материалов Применение мазута и сырой нефти в качестве топлива вместо дров и угля началось в 60-е гг., но массовый масштаб приняло лишь спустя два-три десятилетия. В пору же поездки Менделеева в США (в 1876 г.) истинно стратегическим энергоносителем оставался каменный уголь.

Тогда какой же интерес к заокеанским нефтяным делам могла проявить российская военная разведка? Ни карбюраторных бензиновых, ни дизельных двигателей еще не существовало. Первые газовые двигатели только начали применять в мелкой, кустарной, промышленности и сельском хозяйстве, но военных они пока не занимали.

Интерес к нефтяному промыслу мог быть только у Министерства финансов — как к объекту доходов в казну от откупов и акциза. Военной разведке, в мирное время подчиненной канцелярии Военно-научного комитета Главного штаба, хватало забот и без американской нефти. Было кое-что поважнее: дело шло к русско-турецкой войне, разразившейся в 1877 г. К тому же в 1867-м Менделеев написал статью о нефти, используя только открытые источники, где подробнейшим образом рассказал о постановке нефтяного дела в Америке. Тогда зачем же понадобился его вояж за океан?

В 1874 — 1875 гг. в России действительно разразился нефтяной кризис, одной из причин которого был ввоз дешевого и более качественного американского керосина. Поэтому Министерство финансов направило Менделеева в США на Всемирную промышленную выставку, открывшуюся в 1876 г. в Филадельфии, «для получения сведений о положении нефтяного промысла в Америке». По возвращении Менделеев представил подробный отчет министру финансов М.Х. Рейтерну, а в 1877 г. опубликовал книгу «Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвания и на Кавказе».

Самое интересное, что Дмитрию Ивановичу не было никакой необходимости выискивать заокеанские секреты. «Американцы, — писал он, — охотно сообщают необходимые сведения, много драгоценных статистических сведений и частных подробностей, относящихся до дела». Массу важной информации Менделеев получил от владельцев нефтяных заводов и из специальных газет и журналов. Да и американское Министерство финансов предоставило русскому ученому, что ему требовалось, по первой же просьбе.

В общем, никто от Менделеева (и ни

от кого другого) ничего не скрывал. Да и не было у американских предпринимателей никакого нового секретного способа добычи и переработки нефти. Более того, Менделеев особо отмечал особенности американской технологии

му учиться у американцев относительно перегонки, можно если что позаимствовать, так это некоторые механические приспособления, но они с выгодою применимы и окупятся только на таких громадных заводах, каковы американские». И приходит к выводу: «Стремление решать вопросы по примеру Запада отучило нас от самостоятельности».

Главным итогом поездки Менделеева за океан оказался экономический эффект роста российской нефтяной промышленности Акциз, стеснявший нефтяное производство, был отменен в 1877 г. Наша нефтяная промышленность стала интенсивно развиваться, и в 1886 г. была завезена последняя партия американского керосина...

Пороховая история

Если верить «Очеркам», то Менделеев летом 1876 г., так сказать, попутно, позаимствовал у американцев еще одну страшную тайну — метод приготовления бездымного пороха. Увы. Этого не было, поскольку и быть не могло. И вот почему.

В 1845 г. профессор Базельского университета Христиан Шенбейн и, независимо от него, Рудольф Беттлер получили нитроклетчатку. В России способ выработки пироксилина разработал в 1846 — 1847 гг. полковник А.А. Фадеев. В 1880 г. его начали производить на пироксилиновом заводе Морского министерства в Галерной гавани, что в Петербурге.

С тех пор многие пытались применить это вещество вместо обычного черного пороха. Но вскоре выяснилось, что «гремучая или метательная хлопчатая бумага», как иногда называли пироксилин, обладает бризантным — дробящим действием и потому не годится для снаряжения винтовочных патронов и артиллерийских боеприпасов.

Только в 1884 г французскому инженеру Полю Вьелю удалось найти способ превращения бризантного пироксилина в бездымный порох. Спустя 4 года Альфред Нобель изобрел баллистит, а го-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 99

перегонки, которая определялась не техническим уровнем, а высоким качеством американской нефти, представлявшей собой «только нечистый керосин».

«Все устройство нефтяных заводов,— писал Дмитрий Иванович, — отличается в Америке чрезвычайною, можно сказать, примитивною простотою. В то же время научная сторона вопроса о нефти в последние лет десять почти не двинулась... Нашим бакинским техникам нече-

38