Техника - молодёжи 1999-09, страница 42

Техника - молодёжи 1999-09, страница 42

ЭСХАТОЛОГИЯ

Алексей НИКОЛАЕВ

двигатель прогресса

Вряд ли найти хоть одну уважающую себя фирму, которая не промышляла бы мониторингом в лагере конкурентов — шпионить не стыдно, а быть объектом разведки даже почетно: значит, вы чего-то да стоите.

Коммерческая тайна неразрывно связана с конкуренцией, поскольку та является одним из важнейших факторов рыночного хозяйства. Преимущество во времени как фактор конкурентной борьбы обеспечивается сохранением коммерческих тайн, овладение которыми посторонними лицами способно существенно ослабить экономические позиции фирмы или нанести ей непоправимый ущерб. Как показывают исследования, всего 20% конфиденциальной информации, попавшей к конкурентам, в половине случаев в течение месяца влечет разорение пострадавшего, а при полной утрате секретов средняя фирма может продержаться от нескольких дней до нескольких часов.

В наши дни информация играет решающую роль как в процессе экономического развития, так и в ходе конкурентной борьбы на национальном и международном рынках, а обострившаяся на основе научно-технического прогресса конкуренция все беспощаднее бьет отстающих. Термину «конкурировать» ныне больше соответствует понятие «уничтожить соперника любой ценой», и конкуренты действуют по принципу: «победителя не судят, а цель оправдывает любые средства, потребные для ее достижения».

В последние годы произошел новый качественный скачок в истории промышленного шпионажа, который превратился в самостоятельный вид предпринимательства. Об этом свидетельствует появление компаний, занятых промышленной разведкой и контрразведкой с применением совершеннейших технических средств. С 60-х гг. в Японии и Швейцарии появились неофициальные школы «продавцов» индустриальных секретов, а в 1986 г в США создали легальное общество 1500 специалистов, добывающих по заказам сведения о конкурентах.

Это вынудило предпринимателей на ответные действия. Так, в США появилось АСИС (расшифровка англоязычной аббревиатуры переводится как «Американское общество по обеспечению безопасности промышленности») — организация, объе-диняющяя руководителей служб безопасности крупнейших компаний и их зарубежных филиалов. В 80-е гг. только на содержание частной полиции расходовалось 2,5 млрд. долл., а стоимость систем охранной сигнализации превысила 800 млн. Таким образом, промышленный шпионаж и средства противодействия ему выросли в отдельную мощную отрасль индустрии.

В наши дни коммерческая разведка — это не тайные действия отдельных нече

стных дельцов, а целенаправленная политика межнациональных корпораций-гигантов. Например, в японских концернах бытует мнение, что лучше получить новинку за миллион «зеленых», подкупив служащего фирмы-конкурента, нежели тратить годы и миллиарды на исследования и разработку.

Американский журнал «Ньюсуик» отмечал, что «предприниматели начинают вести себя как воюющие нации. С каждым днем промышленный шпионаж становится все интенсивным, а его методы — все более крутыми». Все это приняло такой размах, что проблемами экономической безопасности стали заниматься все пять крупнейших частных полицейских агентств — Пинкертона, Уакенхата, Бран-са, Глоба и «Интерстейн», и в 1970 г. их суммарный годовой оборот составил 150 млн. долл. А в 1968 г. могучая налоговая служба США учредила специальное агентство частного шпионажа, чьи сотрудники получают 10% выявленных доходов, скрытых деятелями индустриального шпионажа.

Казалось бы, это зло, разрушающее бизнес и судьбы людей, да и вообще — дело нечестное. А с другой стороны — это бизнес с миллиардными оборотами, обеспечивающий тысячи рабочих мест.

Один из отечественных специалистов по научной разведке утверждал, что еще в XIX в. индустриальный шпионаж стал «почти официально поощряемым промышленниками и государствами, превратился в важный фактор как промышленной революции, так и политики». В какой-то степени он способствует ускорению научно-технического прогресса и противодействию монополиям. Именно поэтому защита фирменных секретов — прерогатива самой фирмы, которой приходится обзаводиться своей разведкой (подразделением маркетинговых исследований) и контрразведкой (службой по защите собственных секретов).

Говоря об уголовной ответственности, следует пояснить, что ни общество, ни государство ничего не теряют от похищения производственных секретов внутри страны. Как говорится, на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Тем не менее, «вор должен сидеть в тюрьме», но вот сколько — зависит от его гражданства. Скажем, французским законодательством разглашение фирменного секрета «своим» карается «мягко» — заключением на 2 года и штрафом до 200 франков. Если же это преступление совершил иностранец, то ему «светит» от 2 до 5 лет тюрьмы и штраф в 20 тыс. франков. Таким образом, юстиция обрушивается на виновных всей своей тяжестью только в случае международного шпионажа, когда стране нанесен прямой ущерб. ■

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 99

История не сохранила сведений о том, с какими настроениями люди встречали второе тысячелетие нашей эры. Но доподлинно известно, что накануне последних круглых столетних дат непременно начинались панические разговоры о грядущем конце света. Чего же тогда ожидать от третьего тысячелетия, когда даже компьютеры могут дать сбой?

Согласно предсказанию Мишеля Нострадамуса, 11 августа этого года, во время солнечного затмения, жители Франции должны были увидеть комету, а через месяц следовало ожидать падения ее огромного осколка в районе Атлантического океана. Как известно, ничего подобного не произошло, хотя французы действительно наблюдали затмение Солнца; приближения к Земле какой-либо кометы или астероида астрономы и не ожидали. И все же...

Можно ли однозначно утверждать, что мы сами и окружающий нас мир будут существовать вечно? Или же конец света действительно когда-нибудь наступит? И если наступит, то когда и как?

Нечто и ничто

Всемирно известный физик Стивен Хо-кинг подсчитал, что Вселенная возникла буквально из «ничего». Понять это не составляет особого труда. Сейчас всяк знает, что масса и энергия эквивалентны, и поэтому, зная массу Вселенной, несложно вычислить и заключенную в ней энергию. Вместе с тем, если два тела притягиваются друг к другу, то их суммарная масса оказывается меньше, чем масса этих же тел, взятых по отдельности, так как при их взаимодействии энергия выделяется (это наглядно демонстрируют ядерные взрывы). Так вот, расчет, выполненный Хокингом, показал, что масса Вселенной почти точно равна ее дефекту, вызванному силами всех взаимодействий, благодаря которым существуют атомы, молекулы и любые тела — хоть малые, хоть большие. А если нечто некогда возникло из ничего, то что мешает этому нечто вновь когда-нибудь исчезнуть? Такое не может произойти только в том случае, если Вселенная вообще никогда не возникала, а существовала вечно.

Создав общую теорию относительности, Альберт Эйнштейн предложил модель стационарной, неизменной Вселенной — которая всегда существовала и всегда будет существовать. В такой Вселенной рассуждения о начале и конце света не имеют никакого смысла Но потом Александр Фридман показал (и Эйнштейн с ним согласился), что стационарная модель неверна: Вселенная должна расширяться, что и было подтверждено Юджином Хабблом, обнаружившим смещение спектральных линий удаленных небесных тел в красную сторону (так называемое красное смещение).

Наконец, Георгий (Джорж) Гамов высказал гипотезу о том, что Вселенная

40