Техника - молодёжи 2000-01, страница 47

Техника - молодёжи 2000-01, страница 47

силу тока и напряжение между тучей и землей и превратите ватты в лошадиные силы).

Итак, логика ясна! Помимо классического утверждения: причина грома — тепловое расширение среды, звук рождает взрыв гремучей смеси, лавинное расширение паро-влаго-воз-душной среды среднерусской тучи — не об заокеанских ураганах-тайфунах речь. Эксперт согласен с оппонентом и, кстати, с более ранними классиками, не знавшими, а потому не возражавшими, и значит, согласными с Чеботаревым о природе звука грома. Но Валентин Алексеевич идет дальше. Изучив физическую сторону явления грозового разряда и учуяв озон, как отражение особо сильного электролиза, он предлагает домашний разряд и промышленный способ производства компонентов гремучей «змеи». Остановимся подробнее.

В герметичный сосуд с водой погружен АИР-107, и из сосуда отходит трубка, а в конце ее электроды постоянного тока для разделения и улавливания добычи: на плюсе — атомарный кислород, на минусе — водород (рис.1,а). «Экзотическим домашним цветоводством решили заняться? Аир болотный — лечебное растение». — «Нет, это не растение, а устройство, автоматическое искроразряд-ное, сокращенно АИР, но тоже для лечения. Электрошоком. Поэтому его еще называют электрошокером «Скорпион». —«?!»— «Скорпион. Жалит, как то ядовитое насекомое, — жало-то разряда под сто тысяч В будет». Когда Валентин Алексеевич включил АИР, то банка подпрыгнула, сказался электрогидравлический эффект Л.А. Юткина (а.с. № 105011, 1950 г.). Но Чеботарева не напугать всякими там барабашками, и он подносит то к одному, то к другому электроду на выходе трубки зажженную спичку, пытаясь обнаружить признаки кислорода или водорода. Спичка не успевает показать, так как уже прижгла пальцы. Тогда, чтобы усилить процесс, Чеботарев ставит под трубку электроплитку, ждет пока нагреется спираль и снова включает АИР. Закрепленная банка теперь не прыгает по столу, а лишь вздрагивает. Спичка вроде бы разгорается, но не сразу понятно от чего. Советчиков — хоть отбавляй: «Попробуйте лакмусовую бумажку поднести к водородному или кислородному отверстию; грейте не электроплиткой, а ТЭНом — теплоэлектронагревательным элементом, разобрав его начинку и обвив изъятой спиралью трубку».

И вот последняя установка — электролизер ВАЧ (рис. 1,6). От автомобильной катушки зажигания с моторчиком-прерывателем напряжение подается к кольцевым электродам внутри трубки, куда поступает нагретый пар. В режиме непрерывных разрядов происходит интенсивный электролиз пара — подготовленных молекул воды: преодолен барьер теплоты скрытого парообразования (уже не требуется энергии 2256 кДж на кг пара). И все равно, на разложение кг этой смеси еще не хватает 14000кДж.

«Вот бы какую-нибудь тихонькую молнию направить в сосуд вместо катушки высокого напряжения, — мечтает Чеботарев. — Представляете себе молниевод не в землю, а в электролизную банку». Все мечтательно закрывают глаза воображая электролизный молниевод ВАЧа и поют: «Ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии блистали». — «А знаете, у нас уже был подобный проект Блескина сбора атмосферного электричества («ТМ», №7 за 1997 г.). Его башня до самых облаков, а на вершине ее огромные полированные шары (рис. 2,а).

ШвШ

Их, как лейденские банки, полируют проносящиеся мимо облака и просто вихри». — «И беспрерывно гром гремел, и ветры в дебрях бушевали». — «А вот В.Н. Ермаков, заведующий отделом ЦАЛ — Центральной поднебесной...ой! ... аэрологической лаборатории, первопричиной возникновения молний считает атмосферные ливни... не-не, не дождя, а космических частиц сверхвысоких энергий. Облако, попавшее в такой ЦАЛ ...ой! ...ШАЛ — широкий атмосферный ливень, ошалевает, говоря научным языком, грозовеет, то есть становится грозовым. Читайте в «ТМ» (№9 за 1997 г.) статью «Впервые после Франклина: универсальный молниеотвод». — «Знаем. Теория теорией, а в практических целях Владимир Николаевич разработал комбинированный молниеотвод, улавливающий как шаровые молнии, так и линейные».

Шары он ловит по-спортивному, ракеткой — магнитным диском, линейные же зиги-заги — по Франклину шпагой, попросту говоря обыкновенным штырем (рис. 2,6). «На диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой», — заканчивают второй куплет из девяти старинной русской песни ученые. «Интересно, о чем же он думал?». — «О Кучуме, наверное». — «Нет. Кучум для Ермака пройденный этап. Скорее всего о бесконечности мира, о грозной стихии природных явлений, философствовал в бурю, как и автор песни, поэт-декабрист Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826), создатель альманаха «Полярная звезда» и организатор декабрьского восстания». — «И гром вдали еще гремел, и ветры в дебрях бушевали», — вдохновенно заканчивают «Смерть Ермака» идущие на грозу.

Ермаковы лебеди

А гроза черной тучей уходила вдаль, в глушь, в Глушковский район Курской области; туда, откуда навстречу ей летело письмо нашего молодого друга А.Н.Ермакова о сверхполупроводниках. Стихает бушевавшая стихия. Уж гром не слышен, сполохи играют вдалеке, лишь запах трав и озона напоминают о грозе. Прекрасно. Как прекрасен этот мир, как бесконечен! Вот бы объять необъятное! Выхватить молнию из рук Зевса и, оседлав ее, пронестись по небосклону да уйти в энергетическую

щель. «Сыграть в ящик, намекаете на заземление?» — не понял какой-то скептик. «Нет, проникнуть в глубь мира. Микромира». — «Какого? Молекулярного?». — «Глубже». — «Нанометро-вого?». — «Еще глубже». — «Ангстремовско-го?». — «Фермиевского, с размерами в десять в минус пятнадцатой степени метра». — «Так это даже меньше радиуса электрона!» — «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, — вспомните пролетарского вождя». Какие бури, грозы играют там, какими энергиями ворочают силы в электронном мире! Миллиарды электронвольт! А сами-то электроны, а? Сами-то! Лицо теряют свое, становятся непохожими на себя. Вместо того, чтобы отталкиваться друг от друга по закону Кулона, они притягиваются, правда, при низких температурах. Очень низких, близ абсолютного нуля. Куперовскими парами таких двойников называют. «Какого ж цвета они? Голубые?». — «Хуже, у-уф... ультраультрафиолетовые. Длина волны их соответствует УФ диапазону, порядка одного ангстрема». И танцуют парами в одном и том же ритме с частотой в миллиард Герц. Синфазно, говорят синфазики, то есть скинфизики. «Кто такие скинфизики?». — «Скоро узнаете. Главное в том, что при таком сомнамбулическом... ну, наркотическом, если хотите, состоянии купе-ровских пар электрический ток может течь беспрепятственно через них, ибо они не оказывают ему никакого сопротивления».

Да, такие вот «заморозки» и обеспечивают сверхпроводимость. Но им мешают злодеи. «Кто такие?». — «Постоянные магнитные силы, которые собрались вокруг танцплощадки и завидуют танцующим. Хорошо бы разорвать эти пары и увести с собой положительную элект-роншу, замысливают они». — «Положительную?». — «Ну, с положительным спином, приятной, извините, спинкой с магнитной точки зрения». — «А кто их там обнаружил? Поди опять какой-нибудь фриц?». — Как вы угадали?».

Поясним: Вальтер Фриц Мейснер (1882 — 1974) вместе с соотечественником Р.Оксен-

О О

фельдом открыли второе фундаментальное свойство сверхпроводников (первое, как известно, сопротивление равно нулю) — постоянное магнитное поле выталкивается из сверхпроводника на периферию, а в толще оно ослабляется до нуля. Свое открытие немцы сделали в 1933 г., в год прихода Гитлера к власти, поджога рейхстага и роспуска Веймарской республики, а заодно и парламента (рейхстага) в тот же день, 27 февраля. «Да-а, такие катаклизмы не часто совпадают. Почему же явление выталкивания магнитного поля вызвано эффектом одного Мейснера, а не того и

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12 0 0 0