Техника - молодёжи 2000-02, страница 14

Техника - молодёжи 2000-02, страница 14

Окончание. Начало в № 1 за этот год.

ИДЕЯ ДОРОЖЕ ЖИЗНИ?

Что было причиной быстрого «по-умнения» наших отдаленнейших предков, больших бесхвостых приматов? Или, выражаясь точнее, предпосылкой их очеловечивания, — поскольку причиной явилась Созидательная Программа... Внезапное ухудшение природных условий, заставлявшее либо вымереть, либо резко измениться? Выход кочующей трибы на месторождение радиоактивных руд и вследствие этого — быстрая макромутация?.. Пусть решают палеонтологи. Нам важно иное.

В момент Великой Перемены приматы, очевидно, почти во всем уступали другим животным. Предлюди не обладали ни опасными свойствами хищников, ни выносливостью и неприхотливостью травоядных. Единственным орудием борьбы за выживание вида стал мозг; умевший быстро изменяться, множа внутренние связи.

До поры, до времени пластика мозга лишь отвечала на «заказы» внешней среды. Затем, очевидно, количество связей перешло в новое качество. Появилась способность опережать, предсказывать события. Стали складываться все более цельные и обширные пространственно-временные модели, слепки окружающей среды, позволявшие лучше охотиться, прокладывать новые пути, вообще — повышать качество жизни.

Видимо, одна из «моделей», авторская или коллективная, выигрывала перед прочими; доказав свою эффективность, становилась общеобязательной. Начиная с определенного момента, ее предлагали, внушали и даже навязывали непослушным. С этого началось развитие общества. Так зародились религия, идеология и философия; стали складываться традиции... Ubi homines sunt modi sunt (где люди, там обычаи).

Дальнейшее понятно. Начали выделяться профессионалы систематизации жизни — политики, администраторы — и профессионалы внушения: шаманы, жрецы, те, кого называли учителями и пророками. Чисто «впечатывающую» роль обрело искусство. По сути, весь его архив — кладовая одетых в образы, т.е., наглядные примеры, норм и законов общежития.

Наверняка, не на всех действовали проповеди или образы искусства. Принуждение властей, при огромной затрате сил, не могло стать ни всеобъемлющим, ни вечным. Чтобы правила выполнялись всем обществом, их приходилось освящать, табуировать, внедрять фантастические элементы вроде мести духов или загробного суда. Принуждение шло на подсознательном уровне. Властям оставалась сравнительно малая работа — обуздывать неверующих...

В восприятии людей реальное все теснее срасталось с выдуманным; урав

Андрей ДМИТРУК, Киев

нивалась ценность правдивых сведении и их мнимого, мифического толкования Более того, миф перевешивал, как нечто особо важное, как желательная, должная форма бытия — цель всех стремлений — в отличие от неуютной, чреватой многими бедами сущей...

Случилось невероятное! Люди, обуянные некоей идеей, принимались действовать вопреки не только своим телесным потребностям, но даже инстинкту самосохранения. Для особо пылких и жизнь становилась менее ценной, чем вера. Тому немало примеров, от «гарей» русских раскольников до ударов по американским авианосцам, нанесенных летчиками-камикадзе, свято верившими, что самурай, пожертвовавший собою, вознесется прямо в чертоги богини Ясукуни...

Есть две системы бытия (being), говорит философ Давид Юм. «Во-первых, я наблюдаю мир объектов, или тел: Солнце, Луну и звезды, землю, моря, растения, животных, людей, корабли, дома и другие произведения как искусства, так и природы... После этого я рассматриваю другую систему бытия, т.е. мир мысли, или же мои впечатления и идеи».

Достоин внимания механизм, благодаря которому «вторая реальность», т.е. воображаемая, приобрела такую власть над людьми, а «воздушные замки» получили свойство на сотни и тысячи лет переживать каменные.

Что может быть сильнее инстинкта? Другой инстинкт, более важный для вида. Наш мозг, преображенный мутацией, сумел сделать «впечатанные» формулы пускателями глубинных наследственных программ; сделал воображение, питаемое рассудком, ключом к тайникам бессознательного. Даже коренные, доин-стинктивные процессы обмена веществ бывают при этом затронуты — вспомним кровоточивые «стигматы любви Господней» у людей, фанатично верующих и сосредоточенных на казни Христа...

Самосохранение особи... Перед чем оно может отступить? Лишь перед необходимостью спасать группу, популяцию, вид. Повинуясь этому, более сильному зову, отводит хищника от гнезда птица, совершают массовые самоубийства лемминги... В роли вида, находящегося под угрозой, для фанатика может выступать нечто масштабно-надличное: обожествленный правитель, собственный народ («избранный» и, разумеется, «обиженный») или даже такое условное понятие, как честь мундира За все это приносят себя в жертву.

С позиции вида, размножение есть продление особи во времени; если угодно, вариант личного бессмертия.

Подобно лососю, идущему, теряя вес и обдирая бока, против течения бурной реки на нерест, — святой подвижник, вопреки острейшим нуждам тела, сквозь страдания движется к блаженной вечности...

В последнем случае есть элемент курьеза. Но совсем другой оценки заслуживают героизм и самоотречение тех, кто ценою своей жизни достигал победы над захватчиком; кто трудился на износ, терпя голод и холод, для спасения Отечества; кто не щадил себя в поисках научной истины, сгорал ради создания шедевра искусства, прививал себе чуму, чтобы избавить потомков от эпидемий!..

Искренняя самоотдача во имя созидания или, что равнозначно, во имя блага ближних («переизбыток благости») — есть «вторая реальность» в своей высочайшей, близкой к Абсолюту ипостаси.

Однако сделать «вторую реальность» — «первой», придать действенность добрым намерениям, вооружить их властью, облечь во плоть способен лишь соответствующий общественный уклад. Это — единственный тигель, в котором могут быть выплавлены личности героев, мыслителей, художников, в свою очередь, преображающих инертное вещество, возводящих антропосфе-ру, коей суждено рано или поздно переработать и включить в себя всю Вселенную; необходимая и неотъемлемая ступень одухотворения мира. Ввод Мировой Программы — строительство Космоса, подходящего для появления разумных существ, — создание разумными существами общества, благоприятного для реализации творческого потенциала каждого, — появление суммарного (коллективного) творческого начала, достаточного для овладения Космосом, — ввод Мировой Программы следующей Вселенной: такова последовательность событий, и иной быть не может, по крайней мере, в нашем универсуме. Дух нисходит в вещество, чтобы, пройдя сквозь эволюцию живого и упорядочение коллективной жизни homo, найти свое высшее, концентрированное выражение в личностях, прототипах Демиургов.

Но ведь, скажут мне, и в обществах далеко не совершенных, тиранических, особенно в пору грозных перемен, хватало храбрецов и подвижников, страдальцев за правду, новаторов, первопроходцев, словом, тех, для кого природным становилось служение главным гуманистическим ценностям!.. Верно. Не только благодаря укладу — вопреки ему, вопреки бесправию, неравенству, деспотизму утверждается Дух; иначе и самого развития не было бы. Косность общественных систем так же облагораживается и гармонизируется, как миллионами лет ранее уродливые тела рептилий. Однако же, в архаичных союзах людей, держащихся «впечатанным» стра

ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ 2 2 0 0 0

ЕЯ