Техника - молодёжи 2000-02, страница 17

Техника - молодёжи 2000-02, страница 17

нов, а стало быть, объектом устранения. Другими словами, софиократиялибо существует в полной мере, либо не существует вообще; она не может быть «незавершенной» или «неудачной», в этом тоже благое отличие данного строя от всех предшествующих, легко принимавших уродливые формы...

Сей проект, как нетрудно заметить, по сути своей коммунистичен. Что ж! Коммунизм для меня — лишь иное название торжества Духа в общественной структуре, или, с другой стороны, апофеоза человеческой порядочности, не приемлющей насилия над ближними. Хорошо сказал Анатолий Луначарский: «Всякий человек в душе — коммунист, надо только высвободить его коренное человеческое от всякого рода классовых искажений». Жить плодами чужого труда, мешать, ради своих шкурных целей, всесторонней реализации других — наибольшая мыслимая подлость; истинный же коммунист — просто справедливый и гуманный человек.

Вовсе не Карл Маркс «придумал» коммунизм, и, уж конечно, не мировые иу-део-масоны, и даже не Томмазо Кампа-нелла, впервые употребивший это слово в своей великой утопии «Город Солнца», кстати, навеянной сведениями о жизни в империи инков... Воображать сей уклад воплощением некоей страны лентяев Шлараффии, где яблоки сами падают в рот, — не меньшая и не менее зловредная глупость, чем представлять символами коммунизма лагерный барак и общее брачное ложе... О строе, основанном на принципах всестороннего утверждения личности, прежде всего через труд, отвечающий призванию, как о должном для людей, говорят книги древней Индии. Это варнаш-рама-дхарма, дающая возможность талантливому шудре-земледельцу «выйти» в мыслители-брахманы... На

кон достоинства человеческой личности, вне классов и внешних отличий... делают заветы учителей непрерывной радугой радости человечества». А разве не перекликается с Марксовым учением евангельское описание первой, управляемой апостолами христианской общины?! «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». Да не сочтет кто-нибудь подобный обычай пресловутой «уравниловкой»; речь идет именно о житии праведных, для которых залогом приобщения к нетленным благам Духа стал отказ от стяжания материальных богатств, от жадности и эгоизма.

Община пифагорейцев, избравшая своим девизом фразу панта хойна филон, «у друзей все общее»; маздакиты средневекового Ирана, мюнстерская коммуна XVI века, английские диггеры, эбертисты и бабувисты революционной Франции, ранние исламские ваххабиты — все это союзы людей, руками которых, умело или (чаще) неумело, но утверждалась эволюция против хаоса. В их лице человечность боролась с природным отбором, сознание противостояло энтропии. Дух взнуздывал плоть, стремящуюся опроститься и сползти в звериное стихийное бытие. Конечно же, и религиозные доктрины, и социальные учения очень часто не принимали в расчет

Из всех попыток установления строя, предполагающего достойную жизнь и условия для самораскрытия всех рожденных, особо отметим три наиболее удачных и продолжительных.

«Никакая вещь не продавалась и не покупалась за серебро или золото... Индейцы... исполняли... высокую заповедь не иметь собственности... Они называли законом братства тот, который приказывал, чтобы все жители каждого селения помогали бы друг другу обрабатывать и засеивать земли, и собирать урожай, и строить их дома, и делать другие вещи подобного же духа, что не требовало никакой оплаты... Никто не пребывал в праздности...». Это строки из книги Гарсиласо де ла Вега «История государства инков», посвященной империи Тауантинсуйю, существовавшей с 1438 по 1536 годы. Здесь до странности рано, посреди мира, утопавшего в феодальной тьме, восторжествовала идея равенства и справедливости — кто знает, почему?..

Участниками второй попытки, более своевременной, являемся мы все — по крайней мере, те, кто сознательно укреплял Советскую власть, а не держал фигу в кармане... Техносфера уже наливалась мощью, достаточной для всечеловеческого обеспечения, и необходимость резких социальных перемен признавали просвещенные люди во всех странах; тогда-то и был воздвигнут СССР, проживший чуть меньше, чем империя инков, — что, впрочем, неудивительно, поскольку мы не были изолированы от человечества океаном, а испытывали чудовищное внешнее давление на нашу страну, в том числе и психоло-

практике мифологический уклад «золотого века» воплотился в системе наследственных варн и джати; но вот, ее бесстрашно сламывает своим учением о равенстве всех в служении высшим духовным ценностям, о презрении к культу земных благ Гаутама Будда. В послереволюционной Бурятии даже была популярна брошюра, где говорилось: «Современное понимание общины дает прекрасный мост от Будды до Ленина... Закон бесстрашия, закон отказа от собственности, закон ценности труда, за

реалии, изученных позже, — например, классовой природы общества или законов геополитики, — но любая проповедь эгалитаризма делала свое дело, расшатывая устои неравенства, пробуждая в «маленьком человеке» порыв к свободе и творчеству.

гическое... Лишь одно может радовать после страшного 1991-го года: то, что безмозглые «реформаторы» так и не сумели разрушить «до основанья» естественную для конца XX века систему социалистической экономики; а уж она-то сумеет регенерировать!..

Наконец, великолепная третья попытка, обязанная своим успехом второй и длящаяся уже полсотни лет, непрерывно наращивая свой темп и натиск. — это модернизированный социализм Китая Впрочем, в определенном смысле за

ТЕХНИКА-МОЛ ОД ЕЖИ 2 2 0 0 0

15