Техника - молодёжи 2000-07, страница 52

Техника - молодёжи 2000-07, страница 52

ИИ СОВРЕМЕННОСТИ

И 3

Игорь БОЕЧИН

И С Т О Р

ФЛОТ ПО ЖРЕБИЮ

нахождение уцелевших немецких кораблей и судов Эти данные я взял с собой в Потсдам».

Но уже 24 мая Сталин предусмотрительно направил премьер-министру Великобритании У. Черчиллю и президенту США Г Трумэну послания. «Поданным советского военного и морского командования, Германия еда-

ИЗ ФУТОЖКИ МАИЛСА

28 июня 1918 г. страны—победительницы в Первой мировой войне — подписали в парижском пригороде Версаль мирный договор. Одним из его условий была выдача побежденной Германией почти всего военного флота для последующего раздела между Великобританией, Францией, Японией и Италией. Получили долю даже США, вступившие в войну только в апреле 1917 г, когда исход ее был вполне очевиден. Зато Россию, сражавшуюся с 1914 г, не раз выручавшую своих западных союзников и понесшую при этом немалые потери, бесцеремонно проигнорировали.

Германии же оставили лишь символические морские силы, состоявшие из б порядком устаревших броненосцев, такого же количества изношенных легких крейсеров и двух дюжин миноносцев, пребывавших не в лучшем состоянии. В том же году подобным образом разделались с военно-морским флотом разваленной на части Австро-Венгрии. Так и был создан прецедент.

...Как только в сентябре 1943 г. фашистская Италия капитулировала перед СССР, Великобританией и США, было решено распределить между ними большую часть сохранившихся боевых кораблей, что и было сделано после окончания боевых действий на Апеннинах. Что же касается нацистской Германии... Об участи ее «кригемарине» главы СССР (И.В. Сталин), Великобритании (У. Черчилль) и США (Г. Трумэн) постановили договориться на межсоюзнической конференции в берлинском пригороде Потсдаме, которую назначили на 17 июля — 2 августа 1945 г.

Легкий крейсер «Нюрнберг« был заложен на стапеле в ноябре 1933 г. и в ноябре 1935 г. вступил в строй. Водоизмещение — 9110 т; скорость — 31,5 узла; вооружение: шесть 150-мм орудий, восемь 88-мм пушек, четыре 37-мм и двадцать девять 20-мм зениток, шесть торпедных труб калибром 533 мм; мощность силовой установки — 60 тыс. л.е.; длина — 186,1 м, ширина — 16,6 м, осадка — 5,6 м; экипаж — 656 человек. 13 февраля 1946 г. переименован в «Адмирал Макаров», в феврале 1957 г. преобразован в учебный крейсер, в марте 1959 г. исключен из списков флота.

«В апреле Сталин спросил меня, готовим ли мы, моряки, новую программу строительства судов, и велел при первой же возможности представить ему наметки программы, — вспоминал бывший тогда наркомом (министром) ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов.—«Подумайте и над тем, как мы можем использовать трофейный немецкий флот», — сказал он. Главный морской штаб предварительно уточнил количество и место

ла на основе акта капитуляции весь свой военный и торговый флот англичанам и американцам, — говорилось в нем. — Должен сообщить, что советским вооруженным силам германцы отказались сдать хотя бы один военный или торговый корабль, направив весь свой флот на сдачу англо-американским вооруженным силам.

При таком положении естественно встает вопрос о выделении Советскому Союзу его доли военных и торговых судов Германии по примеру того, как это имело место в свое время в отношении Италии. Советское правительство считает, что оно может с полным основанием и по справедливости рассчитывать минимум на одну треть военного и торгового флота Германии. Я считаю также необходимым, чтобы представителям военно-морских сил СССР была обеспечена возможность ознакомиться со всеми материалами о сдаче военного и торгового флота Германии, а также с фактическим состоянием сдавшегося флота. Со своей стороны, советское военно-морское командование назначает для этого дела адмирала Левченко с группой помощников».

Предусмотрительность оказалась отнюдь не лишней. Уже на первом заседании Потсдамской межсоюзнической конференции 17 июля возникли разногласия по этому поводу. Если Трумэн придерживался своеобразного нейтралитета, поскольку США в то время обладали крупнейшим флотом и в трофеях особой нужды не испытывали, и лишь предлагал использовать захваченные и сдавшиеся суда и корабли для перевозок войск и грузов в продолжавшейся еще войне

с Японией, то Черчилль выступал против раздела немецких боевых кораблей.

— Почему господин Черчилль отказывает русским в получении их доли германского флота? — резко спросил недавнего союзника Сталин.

— Я не против, но раз вы задаете мне вопрос, вот мой ответ: этот флот должен быть потоплен или разделен, — пошел на вынужденный компромисс премьер-министр.

— Вы за потопление или за раздел? — настаивал советский лидер.

— Все средства войны — ужасная вещь, — попробовал уклониться в риторику англичанин, но Сталин был непреклонен:

— Флот нужно разделить. Если господин Черчилль предпочитает потопить флот, он может потопить свою долю. А я свою топить не намерен.

— В настоящее время почти весь германский флот в наших руках, — Уинстон попробовал «давить на психику», и тут же получил ехидную отповедь:

— В том-то и дело!

На заседании 18 июля Трумэн предложил перевести спор на иную тему.

— Первый вопрос, относительно германского флота, — начал он. — Мне кажется, что прежде, чем решать его, необходимо решить иной, а именно, что является военными трофеями и что репарациями.

Сталин незамедлительно уточнил:

— Военный флот, как и всякое вооружение, должен быть взят как трофей.

Тогда Черчилль перестроился:

— Конечно, должен подниматься вопрос только о возмещении понесенных в войне потерь. Что касается Великобритании, то она понесла наибольшие.

И назвал их—до десятка линкоров, линейных крейсеров и авианосцев, 20 крейсеров, несколько сот эсминцев, сторожевиков, тральщиков, подводных лодок и малых судов. По его мнению, этот урон следовало возместить за счет раздела «кригемарине», и доля англичан должна быть наибольшей. Что же касается подводных лодок, то, поскольку немцы применяли их без ограничений, тем самым вынуждая англичан и американцев идти на нарушения международных правил ведения войны на море, «все немецкие подводные лодки следует уничтожить или затопить, оставив новейшие» для изучения специалистами. А торговые суда надо распределить не на три, а на четыре группы, выделив последнюю для других стран, участвовавших в войне с Германией на стороне союзников. Однако Трумэн предложил задействовать все трофейные суда в войне

против Японии, а после победы некоторое их число выгодно продать кому угодно. Сталин опять не согласился:

— Русские имеют на них право, и то, что они получат, они получат по праву!

Не договорились, и принялись обсуждать иные политические и экономические проблемы. «Я все время носил в папке относившиеся к делу документы, но дни шли за днями, а о разделе немецкого флота будто за

ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ 7 2 0 0 0

50