Техника - молодёжи 2000-07, страница 8

Техника - молодёжи 2000-07, страница 8

ТЕХНОПАРК «ВОСТОК»

КОСМИЧЕСКИЙ «ОАЗИС»

В одном из первых выпусков «Комиссионки» («ТМ», №6 за 1994 г.) была опубликована информация о «черном теле». На его поверхность нанесено плазменное покрытие, обеспечивающее почти 100-процентное поглощение лучистой энергии. А из металла самого «тела» выращен черный ворс наподобие бархата, не отражающий практически ничего

Такие «бархатные» трубы использовались в солнечных коллекторах, в которых теплоноситель нагревался до требуемой температуры и использовался на отопление и бытовые нужды, на опреснение воды и производство электроэнергии..

Тогда я думал: «Вот венец творения! Лучшего просто не может быть». И ошибся. Хотя и не на все сто. Не учел, что, скажем, для испарительного опреснения воды важна не столько температура ее нагрева, сколько разность температур тегшопогло-щающей и конденсирующей поверхностей. Последняя должна быть как можно холоднее.

Так вот, теперь этот второй фактор учли специалисты крупнейшего космического НПО машиностроения, занявшиеся, по причине свертывания их основных программ, разработкой солнечных опреснителей.

Подходящих наработок было видимо-невидимо: ведь на всех космических станциях и спутниках используются панели, и поглощающие солнечное излучение—для выработки электроэнергии, и отражающие — для обеспечения термостабильности. За долгие годы качество тех и других покрытий в НПО довели до предела: отражение — до 96%, поглощение — до 92%. Последний показатель — чуть хуже, чем у бархатного «черного тела», но, во-первых, для опреснителей это совершенно не критично, а во-вторых, по сложности технологии, а значит, и по стоимости, «космические» панели оказались намного выгоднее «плазменных».

Здесь мы представляем продукцию, пришедшую на Землю из космоса — солнечные опреснители с панелями обоих типов (фото 1).

Вертикальная панель из пищевого алюминия с селективным покрытием отражает 95% попадающего на нее света. Под ней —-ванна с водой, сделанная из нержавеющей стали, чья поверхность, наоборот, светопо-глощающая. Между ними — небольшой зазор. Все это покрыто наклонным стеклом. Под Солнцем разность температур панели и пара, исходящего от воды, достигает 20°С, и потому конденсация идет предель-

к о м и с

но интенсивно не на стекле, но именно на панели А стекло даже не запотевает, поэтому всегда прозрачно для солнечных лучей. Отсюда и КПД.

Сравним показатели: обычный «черный ящик», какими в безводных районах пользуются испокон веков, площадью 1м2, дает 2,5 л дистиллята в день, лучший американский опреснитель такого же размера накапает 3,8 л, а производительность нашего «Оазиса» — почти 10 л чистейшей воды с того же квадратного метра,

В НПО машиностроения разработан оптимальный модуль, названный «Оазис-1», площадью 1,5 м2 и производительностью 14 л/день. В установке предусмотрен блок повторного кондиционирования, в котором конденсат, полученный из горько-соленой или загрязненной воды, дополнительно очищается от вредных примесей, обеззараживается, насыщается необходимыми микроэлементами и сливается в защищенный приемник. В конечном итоге питьевая вода полностью соответствует санитарно-гигиеническим нормам Всемирной организации здравоохранения.

На базе установок «Оазис-1» созданы сборные конструкции «Оазис-100» и «Оазис-1000». Первый состоит из восьми модулей, комплектуется электронасосом, дозатором, соединительной арматурой и минерализатором «Аквасоль». Занимает 15 м2, дает 100 — 110 л воды в сутки с гарантией эксплуатации 10 лет. Второй — из ста модулей — со всей «начинкой» покрывает площадь 250 м2 и обеспечивает получение полутора кубометров дистиллята бесперебойно в течение тех же 10 лет.

Сборно-разборные конструкции рассчитаны на перевозку в стандартных 20-футовых грузовых контейнерах. В каждый входит восемь «Оазисов-100» или один «Оа-зис-1000».

Теперь о ценах.

Широко рекламируемый, как «самый -самый», опреснитель фирмы AQUA DEL SOL (США, Аризона) ADS-6, площадью 1,56 м2 и производительностью 5,7 л/день в полной комплектации стоит 750$. «Оа-зис-1» с той же площадью, но в 2,5 раза производительнее — 340$. К тому же предусмотрена гибкая система скидок.

Каково, господа жаждущие?!

Начало регулярных поставок гарантируется через 3 месяца после заключения контракта. Но возможности НПО машиностроения не безграничны, так что кто не успеет—опоздает.

Запросы через «Комиссионку». □

ДЕЛО-ТАБАК

Для тепловых солнечных панелей нашлась еще одна работа — по прямому назначению. Уникальное многослойное селективное покрытие фантастически эффективно преобразует лучистую энергию: с 1 м2 можно снять полкиловатта тепловой мощности. Прознав об этом, в НПО машиностроения первыми обратились, как ни неожиданно, производители табака. Оказывается, во всем мире его сушат в стандартных 250-кубометровых трубоогневых камерах, рассчитанных на одновременную загрузку 3000 кг зеленого листа. По принятым нормам на сушку 1 кг табака расходуется 7 кг дров или 3 кг угля. И таких сушилок, работающих круглосуточно, скажем, в Индии — 80 тысяч. Вот оттуда и поступили первые запросы. И неспроста: топливо дорого, да и труд истопников при их-то жаре — то еще удовольствие.

За последние три года НПО машиностроения совместно с крупнейшей индийской табачной компанией провели испытания наших солнечных панелей, которые показали стабильное снижение потребления топлива более чем вдвое и такое же снижение трудозатрат.

Процесс модернизации прост, как правда. На стены уже действующих камер крепятся панели с соответствующей арматурой, и в течение светового дня они исправно сушат табак, используя только энергию Солнца, к тому же запасая часть ее на случай пасмурной погоды и на вечер. Ночью процесс идет обычным способом.

На одну стандартную сушилку требуется установить 100 — 110 м2 тепловых панелей. С этой задачей трое монтажников справляются за пять дней (фото 2).

Все затраты окупаются за 2 года, а остальные 8 лет гарантированной работы панелей вы получаете прибыль. Оснащенные ими камеры можно использовать для сушки чая, овощей, фруктов, древесины — словом, чего угодно.

Заказчиков ждут в редакции. □