Техника - молодёжи 2000-08, страница 55

Техника - молодёжи 2000-08, страница 55

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В АРХЕОЛОГИИ

сом мастера, ибо представляют собой не что иное, как фрагменты фонограмм. Что же послужило звукозаписывающей аппаратурой? Гончарный круп пальцы мастера и специальные инструменты — стеки, изготовленные из кости или твердых пород дерева: самшита, бука и т.п. Кувшин или тарелка — та же грампластинка, а точнее, записывающий валик фонографа Эдисона, где в

Гэнчар за работой. Фрагмент старинной гравюры.

Фонограф устроен по принципу гончарного станка.

Бороздки на глиняных черепках и пример «снятой» с керамического «трека» осциллограммы.

охоже, в арсенале историков и археологов появился еще один источник информации.

При раскопках древних поселений ученые находили и по сей день находят много глиняной посуды, правда, чаще всего — ее обломки. Обоженная глина — керамика — представляет для исследователя не меньшую ценность, чем изделия из благородных металлов, ведь она тоже почти не разрушается в земле. Особую значимость эти черепки приобретают сегодня, ведь благодаря компьютерным технологиям осколки глиняных сосудов, изготовленных на гончарном круге, могут «запеть» или «заговорить» голо-

Руслан СИНГАТУЛИН, инженер, руководитель проекта «Саратов — Увек-1200»

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

роли иголки выступал стек в пальцах горшечника.

Кстати говоря, наблюдение за работой гончара как раз и натолкнуло великого изобретателя на создание фонографа. Эдисон воспользовался свойством тонкой металлической пластинки воспринимать колебания окружающей среды. Под действием звуковых волн пластинка вибрировала, и прикрепленная к ней сапфировая игла с переменной силой прижималась к поверхности цилиндра, который поначалу изготавливался из оловянного листа, а затем был заменен восковым валиком. При вращении цилиндра игла царапала его поверхность, сам цилиндр смещался вдоль своей оси, в результате чего на нем оставался след в виде спирали. Таким образом записывался звук. Чтобы вос

произвести полученную фонограмму достаточно было поместить иглу в начало процарапанной спирали и с той же скоростью, что и при записи, вращать цилиндр.

В конструкции фонографа много общего с устройством гончарного станка. В верхней части последнего располагался небольшой диск, на котором гончар формовал изделие, а в нижней — вращаемый ногой маховик в виде большого деревянного круга с прикрепленным к нему грузом — для сохранения равномерности вращения. Основным «инструментом» при формовке посуды всегда оставались пальцы ремесленника. И лишь при проработке деталей, придании особой шероховатости изделию и тому подобных операциях использовался стек. Собственно, он и выполнял функцию иглы в фонографе. Звуковые колебания, порожденные голосовым аппаратом человека, передаются не только через воздух. Существует так называемая коартикуляция — передача звуковых сигналов через тело. Человек говорит, рука колеблется в такт его речи, острие стека выводит бороздку на сырой глине, оставляя в ней неравные углубления, зависящие от частоты и силы колебаний. Обжиг фиксирует полученную «запись».

Воспроизвести «запечатленные» таким образом звуки непросто: чашку, а тем более черепок на проигрыватель не поставишь. «Звуковые дорожки» на керамике выявляет лазерное сканирование ее поверхности. Полученные осциллограммы с помощью современных вычислительных комплексов обрабатываются и анализируются для выявления речевых сигналов. Задача огромной сложности. Конечно, лингвистические особенности речи человека позволяют исследовать фонограмму низкого качества, обусловленного плохой записью, скверной акустикой и т.п. Но это верно для «нормальной» фонограммы. Здесь же мы имеем дело с чрезвычайно «низкокачественной аппаратурой», которая записала неявный коартикуляционный сигнал на фоне сильных шумов. В этом случае отфильтровать помехи, выявить речевую составляющую позволяют только наработанные математические модели.

Что же дала обработка имевшихся в нашем распоряжении глиняных черепков из раскопок в южной части Саратова — на территории средневекового Увека, или, по-другому, Укека? (Подробнее об этом исчезнувшем городе см. «ТМ», N° 2 за этот год.) Прежде всего, удалось уточнить некоторые производственные характеристики найденной там керамической посуды, изготовленной, предположительно, в XII— XIII веках. На фонограммах, полученных от разных фрагментов керамики, прослушивается характерное звучание многозвенных механизмов, приводимых в движение, вероятнее всего, водой. Это хорошо согласуется с современными археологическими и историческими данными о существовании крупного промышленного производства на территории Увека. Еще один результат наших исследований — определены некоторые физиологические параметры отдельных участников этого производства: пульс — 48 — 52 удара в минуту, частота дыхания — 12 — 14 раз в минуту, возраст — около 40 лет. Но самое главное, удалось получить фонограммы речи. Конечно, это не какой-нибудь связный монолог (ведь исследовались осколки). Это — фрагменты пения. Да, мастер при работе пел! Услышать «живую» мелодию XII века — сродни чуду... Работы по расшифровке древних «фонограмм» продолжаются. ■

ТЕХНИКА — М0Л0/3

[ЕЖИ 8 2 0 0 0

53