Техника - молодёжи 2000-09, страница 8хнико_фттаюпАРК й^лоужи LГ «всхлок» БРИЛЛИАНТЫ АЛМА30В0ЙС изобретением быстрого химического процесса обработки фотоматериалов и сравнительно дешевых, а главное — не требующих ума «мыльниц» увлечение фотографией стало повальным. И стар, и млад снимают все подряд, не то что не зная, а и совершенно не задумываясь, как получаются снимки. Я как-то провел опрос в одном из приемных пунктов «Кодак» и выяснил, что ни один клиент не имеет даже малейшего представления о фотографическом процессе. И стало обидно. Сорок лет назад мы, фотографы старой школы, сами готовили даже фотоэмульсии для пленок, не говоря уж о проявителях-закрепителях, и на таких самодельных материалах получали фотографии, которые по сей день радуют глаз. И мне очень захотелось провести короткий ликбез, дабы раскрыть «щелкунам» всю красоту изобретений Луи Жака Манде Дагера и Жо-зефа Нисефора Ньепса — отцов-основателей фотографии, а в конечном счете — чтобы показать ближайшие тенденции ее развития. Итак, после получения первых фотоизображений с использованием асфальтового лака (Ньепс), и иодида серебра (Дагер), уже вскоре был найден наилучший до сих пор светочувствительный материал — галогенид серебра. Его мелкодисперсный порошок, замешанный на желатине, и образует светочувствительные эмульсии. Фотоны, попадая на микроскопические зерна га-логенида, в каждом из них могут восстановить несколько десятков ионов серебра до атомарного состояния. Так на засвеченных участках пленки образуются элементы будущего фотографического изображения — пока скрытого. Затем, под действием проявляющих веществ (метола, фенидона и др.) в «инициированных» светом зернах эти считанные атомы серебра катализируют процесс восстановления до металла всех остальных ионов зерна галогени-да, отчего оно становится непрозрачным. А те, что не прошли «инициацию», остаются в галогенном состоянии. И поскольку галогенид металла есть соль, а соль, в отличие от металла, растворима (вспомним хотя бы обычный «натрий-хлор»), то незасвеченные зерна впоследствии растворяются и вымываются из фотослоя. Так получается фотография. Способу этому больше полутора веков. С тех пор фотография стала массовой, мгновенной, цветной, объемной, помогла рождению рентгеноскопии, кино, голографии... И все благодаря замечательным свойствам галогенидов серебра. Лишь они способны выполнять все три ключевые функции: светочувствительного соединения, катализатора и материала построения изображения. Но, увы, серебро дорого и дефицитно. Потребителей фотоматериалов прибавляется, а серебра — все меньше. Тупик? Похоже — да, что подтверждает постоянный рост цен на эти самые материалы. Правда, изобретательская мысль не дремлет Сейчас разви КОМИССИОНКА ваются два способа решения «серебряной проблемы». Первый — это цифровая техника, формирующая электронное изображение Величина разрешающей способности подобных фотоаппаратов уже сравнима с размером зерна традиционной эмульсии. Но полный набор устройств для перевода цифровых снимков в привычные фотоизображения пока что значительно дороже и притом намного сложнее. Обывателю не освоить и обычный фотопроцесс, а тут — компьютер, специальные программы и драйверы, принтеры и картриджи, расходные материалы... Чтобы довести все это до уровня «мыльниц», потребуется, наверное, столько же времени, сколько на совершенствование самой фотографии. Так что разговоры о ее скорой кончине сильно преувеличены. Второй путь обозначился лет тридцать назад. В исследовательской фотолаборатории тогдашнего Министерства бытового обслуживания РСФСР под руководством кандидата химических наук делось: при максимальном оптическом увеличении (в 1200 раз) зерна еще не обнаруживались. Многие исследователи до сих пор лишь мечтают о фотопленке с такой фантастической разрешающей способностью. ...А затем пошла полоса перманентных «перестроек» системы бытового обслуживания, в которой работали авторы. Их «сливали», «переливали», «разливали» и, наконец, лабораторию угробили. Дело зачахло. Но вот совсем недавно мне довелось встретиться со знаменитым российским путешественником Федором Конюховым. Я интересовался техническими новинками, которые использует он в своих одиссеях. Прочие детали — в другой раз, но один раритет, который показал мне Федор, напрямую относился к фотографии без серебра. То была подробнейшая карта, выполненная на лавсановой пленке (на фото 1 — художественная «заставка» к этой карте — напоминание о кругосветном плавании Конюхова). Алексея Алексеевича Титова был разработан оригинальный способ получения фотоэмульсий, в которых три основные функции галогенидов серебра удалось разделить между тремя отнюдь не благородными, а значит, дешевыми соединениями. Фотобумага, которую делали в лаборатории, еще уступала бромосеребряной по чувствительности и контрастности, но, как заявляли специалисты ведущего тогда института ГосНИИ-химфотопроект, это был лишь вопрос времени, и очень скорого. Авторы же вообще считали реальным получение бессеребряных эмульсий чувствительностью до 100 ед. ГОСТ. (Достаточно сказать, что бромосеребряная фотография 50 лет не могла преодолеть барьер в 16 ед.) По зернистости же у новых материалов конкурентов не предви
|