Техника - молодёжи 2000-10, страница 18

Техника - молодёжи 2000-10, страница 18

АКАДЕМИЯ НАЧИНАЮЩЕГО И

— wm щдаи

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ

Сегодня вы знакомитесь с новым объектом промышленной собственности. Для начала немного теории. Согласно Патентному закону РФ, к промышленным образцам относятся художествен-но-конструкторские решения изделия, определяющие его внешний вид. А, как известно, именно последний оказывает определяющее влияние на покупателя...

...чему в нашей стране (увы!) долгое время не придавали серьезного значения. И вот результат: улицы российских городов забиты иномарками, прилавки магазинов — импортными товарами, а новые отечественные — либо беззастенчиво копируют их своим

У дизайна особые отношения с традиционными видами проектирования: он разрешает затруднения, связанные с внедрением в жизнь общества новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире. Другими

ЗОБРЕТАТЕЛЯ

ние есть творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства, что достигается приведением функциональных и композиционапьных характеристик в единую систему. То есть одновременно решаются две задачи: чтобы лучше работало и чтобы красивее выглядело

Художественное конструирование осуществляет художник-конструктор (дизайнер), не только знакомый с соответствующей областью техники и профессионально владеющий приемами изобразитель-

1. Античный дизайн: древнегреческая амфора VI — IV вв. доР.Х.

2. Дизайн XVIII в.: ларец.

внешним видом, либо раскупаются вяло и неохотно.

В наши дни необходимое условие получения патента на промышленный образец — владение хотя бы основами нескольких прикладных теоретических дисциплин: а) художественного конструирования, или дизайна; б) эргономики; в) технической эстетики.

Общеупотребительный ныне термин «ДИЗАЙН», означающий деятельность по проектированию предметного мира, возник в начале 1920-х гг. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств искусственной среды обитания человека. Проще говоря, до тех пор каждый изобретатель и производитель старался как умел и как Бог на душу положит, но со временем стало ясно, что два принципа — «сделайте нам красиво» и «сделайте нам удобно» — органически сливаются в единое целое, лишь будучи положены на научную основу.

словами, потребитель в общем консервативен и не очень-то легко привыкает к новым видам товаров, и чтобы облегчить ему привыкание, товар должен быть приятен глазу и удобен в обращении.

Существует и узкий смысл слова «дизайн»: частный результат проектной деятельности («дизайн мебели», «дизайн автомобиля» и т.п.). В этом смысле можно говорить, например, об античном дизайне (пример — рис. 1), о дизайне XVIII в. (рис.2).

Кроме международного термина «промышленный дизайн» (англ. industrial design), признанного основным в 1958 г. на первой генеральной ассамблее Международного совета организаций промышленного проектирования (куда входит и Россия), применяются различные его аналоги: например, в русском языке — «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ», что, на мой взгляд, более точно и емко. По определению, художественное конструирова-

ного искусства, но и знающий современное производство, его технологию и экономику. Дизайнер обязательно моделирует объект, и модель для него — не иллюстрация к проекту, а инструмент проектирования. Постоянно меняясь, она в итоге становится эталоном опытного образца изделия.

Метод дизайна складывается из художественно-конструкторского анализа (изучения конкретной ситуации с целью точно поставить задачу — ЧТО требуется получить), функционально-эргономического и конструкторско-технологического анализа (дающего ответ на вопрос, КАК получить искомое), конструкторско-тех-нологического синтеза (работы над композицией изделия). Самый сложный объект дизайна — системы, объединяющие изделия, производимые и/или используемые СОВМЕСТНО. Тогда дизайнерский метод включает еще и решение вопросов разнообразия элементов систем.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 10 2000

16