Техника - молодёжи 2000-11, страница 54КАК ВИДИМ, НИЧЕГО СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО. По крайней мере, для нас. Но человек средневековья еще не разучился видеть в событиях и явлениях их потаенную сторону. И если с «мускулистыми рабами» все более или менее ясно, то какое магическое (или хотя бы символическое) значение имело для оружейника содержимое поганой лохани? Что «возвышало» в глазах кузнеца и воина столь, казалось бы, «низкую» для «благородного» клинка среду? По-видимому — природа ее источника... С одной стороны, по наблюдению Михаила Бахтина, вплоть до XVI века «в образах мочи и кала сохраняется существенная связь с рождением, плодородием, обновлением, благополучием»" — связь, гротескно представленная в античном мифе о том, как Юпитер, Нептун ет, ее коэффициент исчезающе мал. Скорее всего, «рыжина» «поставщиков» этих тканей и продуктов (как и «полночь в пятницу») имела чисто магическое значение. Ведь рыжим испокон веков приписывали необычные способности. Другой вопрос — какого свойства... Почему в народе (не только нашем), в самом языке отложилось особое, опасливо-насмешливое отношение к наиболее ярким (в смысле пигментации волос) представителям рода человеческого. «Что я, рыжий?» — возмущается работяга, недовольный заданием начальства. «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой», — дразнит веснушчатого приятеля ничего не знающий о презумпции невиновности сорванец. «Рыжий да красный, человек Один из четырех всадников Апокалипсиса — воин, вооруженный мечом, — едет на коне красноватой масти: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». (Откр. 6, 4). Вот и люди, относимые астрологами к воинственному «типу Марса», отличаются «рыжими волосами, растущими щеткой» (ну прямо как солнечные лучи на детском рисунке). ОГНЕННОВОЛОСОЕ СОЛНЦЕ - ПОДАТЕЛЬ ЖИЗНИ, но пламя несет и гибель. Ольга Фрейденберг, поясняя значение цвета в средневековых литературных произведениях, отметила: «Пурпурный, рыжий цвет как огненный, — чаще означает смерть, чем Японский самурайский меч (катана) XIX столетия. Вверху — клинок катаны конца XV века. и Меркурий породили великана Ориона из своей мочи12. (Кстати, одно из воплощений Зевса-Юпитера — могучий бык, а в бессмертном олене из нартского эпоса легко распознается тотем рода или зооморфное божество.) Это архаичное сближение разных актов жизнедеятельности организма продиктовано самой анатомией человека и других млекопитающих, чьи детородные органы выполняют также санитарную функцию. С другой стороны, с незапамятных времен семантически связаны боевой клинок и фаллос. Производительный акт издревле представлялся как поединок, оттого и Эрот вооружен луком со стрелами, а в арсенале «мастеров поэтического цеха» не последний ряд занимают образные средства военно-эротического характера13. НО ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ РЫЖЕВОЛО-СОСТЬ? Какой практический и прочий смысл в ней? Разве кровь и другие жидкие ткани и среды организма, а также выводимые им конечные продукты обмена веществ имеют химический состав, как-то связанный с цветом волос? Если подобная корреляция и существу- опасный», — поддакивает ему старинная поговорка... А ведь когда-то к рыжеволосым относились уважительно. ДРЕВНИЕ ИНДИЙЦЫ ПОЧИТАЛИ БОГА РУДРУ. На этого «рыжего кабана с заплетенной косой» Ригведа не жалеет красок: он «сверкает словно яркое солнце, словно золото». Славят ведические гимны и солнечного бога Су-рью с его лошадьми: «Запряг (Сурья) семь чистых // Дочерей колесницы солнца... // Благодатные рыжие кобылицы Сурьи, // Яркие, пестрые, вызывающие восторг...»14. Скандинавский небожитель Тор, бог грома, бури и плодородия, вошел в сказания огненноволосым и рыжебородым богатырем. Гневливым старцем с рыжей клубящейся бородой представляли своего бога грозы Перуна язычники-славяне. Рыжий — разновидность красного (во многих языках их обозначают одним и тем же словом). У красного вообще полно оттенков — цветовых и смысловых. В геральдике червлень (алый) символизирует храбрость, мужество, неустрашимость; пурпур (бордовый) — достоинство, силу, могущество. Красный тревожен, порой зловещ. Именем Марса, бога войны, названа не какая-нибудь, а Красная планета. жизнь; этим объясняется его принадлежность цирковому шуту»15. (В древности шут — божество смерти, черт, именно это архаичное значение слова донесли до нас выражения «шут его знает», «шут с ним» и т.п.; в античных Сатурналиях шутовского царя умерщвляли вместо подлинного государя; в средневековых карнавалах ритуал смерти, которая необходимо предшествует возрождению, обновлению, метафорически заменило высмеивание ) В балагане и на манеже цирка слово «рыжий» обрело переносное значение — паяц, клоун, существо смешное и... опасное. Ведь шутовство, скоморошество, идущее от языческих обрядов, — действо для церкви бесовское, а сами языческие боги — демоны. Значит, рыжеволосые божества — рыжие демоны? Так или иначе, обиходными становятся словосочетания: «рыжая бестия», «рыжий дьявол», «рыжая ведьма». Относительная редкость рыжеволосых среди белобрысых и чернявых лишь «подтверждает» подозрительную странность первых в глазах последних. Суеверных обывателей стращают сонники: «Рыжая борода во сне — коварные друзья»; «Видеть свою любимую рыжей — предвещает перемены в ваших отношениях»; если у приснившейся вам женщины «золотисто-каш - ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 112 0 0 0 52 |