Техника - молодёжи 2000-12, страница 21

Техника - молодёжи 2000-12, страница 21

А К А

Евгений ФОКИН

М И

НАЧИНАЮЩЕГО

фотографии промышлен-

со

ел

ба в целом. Неизбежно возникало излишнее дублирование, утяжеляющее конструкцию.

При внедрении компьютерной техники задача создания электронно-бортового и наземного оборудования принципиально меняется, так как центр тяжести разработки смещается от техники к математике (программному обеспечению). Координаты цели, высота полета, координаты изделия в целом в цифровой форме передаются БИСУ — бортовой интегрированной системе управления, причем информация может идти с пропусками и ошибками. А уже БИСУ, опираясь на «прошитые» в ее центральном процессоре алгоритмы, непрерывно решает задачу наведения бомбы на цель. Соответственно, на разработке этих алгоритмов и сосредотачиваются основные усилия разработчиков.

В то же время, все подсистемы. (ГСН, навигационная аппаратура и т.д.) превращаются в информационные датчики. Оптимизируя текущий объем информации, требуемой от каждого из них, можно существенно упростить требования к тем или иным техническим параметрам отдельных подсистем.

Сюда же прекрасно укладывается межвидовой подход к созданию подсистем: один и тот же, скажем, датчик-ГСН может использоваться как для УАБ, так и для авиационных ракет, артсистем, ракет класса «земля-земля» и т.п., так как в БИСУ соответствующего изделия передается лишь текущая дискретная информация о цели, а уж она решает задачи наведения, присущие только ему

Казалось бы, при таком подходе снижаются надежность и качество — как подсистем, так и изделия в целом. На самом деле, все обстоит с точностью до наоборот. Подсистема — унифицированный информационный датчик — будет проще, надежнее и дешевле, а возможное ухудшение каких-то параметров компенсируется в БИСУ за счет комплексирования информации.

Конечно, все это не удешевляет новые УАБ, но по критерию «стоимость-эффективность» они в десятки раз превосходят прежние образцы. Поэтому в условиях мирного времени или локальных войн, не требующих большого количества боеприпасов, зарубежные разработчики придерживаются следующих положений:

— в полном объеме финансировать научные исследования и разработки в интересах создания перспективных УАБ;

— обеспечивать опытно-конструкторские работы по созданию УАБ, их наземную и летную отработку и изготовление небольших партий новых бомб.

Такая техническая политика позволяет находиться на высоком научно-техническом уровне, иметь отлаженное производство, эффективно решать боевые задачи в различных локальных конфликтах и при необходимости, быстро развернуть производство УАБ в необходимых масштабах.

Это справедливо и для нашей страны.

В одном из ближайших номеров мы расскажем о том, как точность и разрушительную силу УАБ можно обратить на благо людей. ■

нота ОБРАЗЦ А

Изобразительные средства, к которым прибегает заявитель промышленного образца (далее — ПО), волей-неволей отличаются от тех, что используют авторы изобретений или полезных моделей. Ведь чертеж — вещь весьма условная, и когда речь идет о промышленном дизайне, он не совсем годится. Для полной картины заявляемого ПО обязательно требуются его фотографии.

Более того: фотоснимок, отображающий внешний вид изделия (скажем, станка, автомобиля и т.д.), как правило, считается ОСНОВНЫМ документом, содержащим информацию о его художественно-конструкторском решении; чертеж рассматривается лишь как вспомогательное средство. А фотографии стеклянной или керамической посуды, рисунка ткани и т.п. — вообще ЕДИНСТВЕННЫЙ документ, содержащий изобразительную информацию о ПО.

Вот почему фотографии должны давать полное детальное представление о заявленном изделии. В сущности, они отчасти заменяют его формулу — так как на них в обязательном порядке присутствуют его существенные признаки.

Патентный закон РФ предъявляет следующие требования к фотографиям ПО. Заявка на ПО должна содержать, КАК ПРАВИЛО, черно-белые снимки общего вида изделия в ракурсе 3/4 спереди, виды слева, справа, спереди, сзади, при необходимости — сверху и снизу, а также общий вид изделия, выбранного в качестве прототипа (ближайшего аналога). Если заявляемое изделие плоскостное (рисунок ткани, разделочная доска), достаточно представить его вид в плане. Кстати, о тканях: плоскостные ПО текстильных изделий полагается снимать с повторяющимся раппортом — т.е. чтобы повторяющаяся деталь рисунка вошла в кадр в количестве хотя бы трех экземпляров (и было бы понятно, что она повторяется).

Набор изделий на снимке общего вида должен быть представлен полностью. Скажем, если заявлен комплект посуды, то все изделия, в него входящие, должны быть выстроены перед камерой в шеренгу и так засняты (композиция «а 1а творческий беспорядок» очень эффектна, но вряд ли устроит эксперта; помните, главное — чтобы на фото все было хорошо видно!). Кроме того, каждое изделие представляют на отдельной фотографии.

Некоторые «комплекты» целиком заснять просто физически невозможно, особенно если у них сложная пространственная структура: таков, например, дизайн кухни или жилой комнаты с мебелью.

Тогда допускается представление фраг- 10 ментов комплекта на отдельных снимках.

Если ПО заявлен с вариантами, каждый m из них представляется отдельным полным комплектом фотографий.

Изделия, которые могут раскрываться, ^ закрываться, складываться, раскладываться, нужно представлять дополнитель-ной фотографией в раскрытом (стиральные машины, холодильники, телефонные гп будки, автомобили и т.п.) или закрытом (кофеварки, кухонные комбайны, пылесо-сы и т.п.) виде.

Очень часто суть заявляемого ПО со- 20 стоит в цветовом решении дизайна. Тогда к комплекту черно-белых фотографий прилагается одна цветная — с общим видом изделия. Ее можно заменить слайдом или, в крайнем случае, схемой цветового решения (о ней позже).

Качество снимков должно быть таким, чтобы ясно просматривались все детали — не только на освещенной, но и на теневых сторонах. Освещение равномерное, фон, как правило, нейтральный (если только он не входит в заявляемый ПО!), посторонние предметы отсутствуют. Словом, «как на паспорт».

Общепринятый размер фотографий ПО — 18x24 см; для небольших изделий (наручных и карманных часов, микрокалькуляторов, карманных ноутбуков, ручек, зажигалок) — можно 13x18, для значков, брелоков, запонок, пуговиц — даже 9x12.

Фотографии ПО нумеруют так: 1 — общий вид, 2 и далее — другие виды в произвольном порядке, затем цветное фото (если есть) и снимок прототипа. Фотографии одного вида приводят под одним номером: скажем, вы представляете шесть дублей общего вида изделия — на всех должен стоять номер 1, два вида слева — под номером 2 и т.д.

Все надписи делаются ТОЛЬКО НА ОБОРОТНОЙ СТОРОНЕ ФОТОГРАФИИ. Там последовательно сверху вниз указывают: номер снимка; название изделия, заявляемого в качестве ПО; пояснение («общий вид», «вид справа», «вид сверху», «ближайший анапог« и проч.).

Вот, собственно, и все предварительные сведения о заявке на ПО. Вы практически готовы приступить к ее составлению (чем мы займемся уже в следующем тысячелетии). Только сперва разрешим одну маленькую заминку, часто возникающую у авторов ПО. Как и в случае с изобретениями и полезными моделями, необходимо указать индекс ПО по существующей классификации. Последняя представляет собой двухтомник, которым можно насмерть прибить буйвола, но большая часть информации в этом талмуде — детали, вряд ли нужные вам как заявителю. Вы обязаны лишь указать класс своего ПО, а подкласс пусть устанавливает эксперт ФИПС — откровенно говоря, это входит в его обязанности, а не в ваши.

Перечень классов ПО с индексами:

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 2 2 0 0 1)

ШЕЛ