Техника - молодёжи 2000-12, страница 28

Техника - молодёжи 2000-12, страница 28
НАЦИОНАЛЬНО

Е ДОСТОЯНИЕ

В 1720 г. по указу Петра I началось строительство чугунолитейного завода на реке Тагил. Здесь же вскоре вырос одноименный поселок, а в 1840 г. там организовали музей, ставший со временем краеведческим.

...Шли годы, завод и музей развивались успешно и независимо, причем каждое из этих заведений представляло собой уникальное явление на Среднем Урале. Однако в 1960 г. началась постепенная остановка устаревшего Нижнетагильского металлургического завода им. В.В. Куйбышева. Спустя год закрыли прокатный цех, в 1980-м — мартеновский, через 7 лет — доменный. Тогда-то и ожила давно будоражившая умы краеведов идея создать музей-завод, которую удалось осуществить в 1987 г.

Тот уголок земли называется Нижнетагильский завод-музей. Впервые мне, как участнику II научно-практической конференции «Советский музей: проблемы и перспективы», довелось побывать в этом благословенном для любителя отечественной истории техники в октябре 1988 г. В те дни минул год после преобразования Нижнетагильского музея в Государственный музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала, собравшиеся гордились успехами и строили радужные планы в модном тогда ключе: «До двухтысячного года!». Эта таинственная дата уже наступила. И что же? Полагаю, провидение подшутило надо мной. Не по его ли воле 12 лет спустя я оказался в том же месте, на аналогичном мероприятии с весьма созвучным названием — VII научно-практическая конференция «Российский научно-технический музей: проблемы и перспективы»? Однако прочь всякую мистику...

В 1896 г. на месте первых мартеновских печей построили здание прокатного цеха, и в 1924 г. для прокатки плоской узкой болванки, так называемой сутунки, установили сутуночный стан «600». Название заготовки перешло и к стану, и к цеху. Раньше такую продукцию делали на Лай-ском заводе.

В центре — электродвигатель, изготовленный в 90-хгг. XIXв., вращавший шкив. На вал электромотора насажен барабан, вокруг которого обвивался стальной канат. Для улучшения равномерности движения последнего им обвивали другой, несколько больший вал, соединенный с огромным и тяжелым маховиком (на переднем плане). Этот стальной трос приводил в действие сутуночный стан «600». Его подцепляли к захвату сутунки. Благодаря инерции маховика, рывки каната при пуске стана и за счет неравномерности усилия протяжки в меньшей степени передавались электродвигателю, что

ВНОВЬ

Собравшиеся в октябре 2000 г. на нижнетагильской земле обсуждали до боли знакомые проблемы; лейтмотивом, как мне показалось, стал поиск средств на реставрацию памятников техники, музейных и исторических зданий и размышления о том, что же все-таки делать со старым Нижнетагильским металлургическим заводом? Одни, как и на II конференции, говорили о непременном его восстановлении, чтобы демонстрировать экскурсантам традиционные уральские технологии добычи и выработки металла. Другие же, и их оказалось немало, считали, что завод лучше оставить в современном состоянии, но тщательно следить за его чистотой и сохранностью, а получаемые средства употреблять на со-

существенно продляло время его эксплуатации.

Маховик диаметром более 5 м и вся тросовая машина производят на посетителей сильное впечатление, в особенности, когда станешь рядом. Удивляет, что ржавчина мало затронула эти механизмы, а ведь они стоят под открытым небом более 75 лет.

1875-й год отмечен началом строительства двух первых в Нижнем Тагиле мартеновских печей. Следующей весной их задули. После 12 плавок они вышли из строя, но после модернизации стали выдерживать до 80 рабочих циклов — неплохо для того времени. Спустя 15 лет их разобрали из-за недостаточной надежности и заменили более совершенными. Затем вокруг них построили мартеновский цех, увенчанный ажурными сводами крыши.

Здание оказалось очень удачным и позволяло работать в нем круглосуточно

А 13 января 1989 г. пришло подтверждение высоких инстанций — совместным приказом министров черной металлургии СССР и культуры РСФСР за № 31/22 на базе остановленных цехов образован отраслевой музей-завод истории техники черной металлургии (в дальнейшем — истории уральской металлургии). В 1991 г., для защиты от хапуг — любителей приватизировать «государево», окончательно утвердили статус новой организации и Решением исполкома Нижнетагильского городского Совета народных депутатов № 370 создали уникальную охранную зону, на которой расположены 26 памятников индустрии. И, как ни странно, несмотря на все усилия «реформаторов», это Решение все еще остается в силе.

Представитель «ТМ» побывал в Нижнем Тагиле на бывшем демидовском металлургическом заводе и поделился своими впечатлениями.

ПОСЕТИЛ..

здание новых музеев, с целью сохранения и изучения многих, еще не му-зеефицированных сторон промышленного, ремесленного и культурного наследия Среднего Урала

Размышляя об услышанном, я открыл для себя немало интересного. Так, за истекшее время в Нижнем Тагиле и на территории Свердловской области ввели в строй несколько новых музеев, и главное — не забыли при этом поддерживать уже существовавшие. Назову лишь некоторые: Литературно-мемориальный музей Д.Н. Мамина-Сибиряка в поселке Висим, что в 50 км от Нижнего Тагила; Нижние провиантские склады, где

без каких-либо остановок. Разливку стали выполняли с помощью парового крана, а под сводами крыши проложили рельсовый путь кран-балки, чтобы перевозить различные грузы и технологическое оборудование.

Новые мартеновские печи в созданных для них вполне приличных условиях проработали в течение 1891 — 1953 гг. Затем их усовершенствовали. Похоже, не столь радикально, и, видимо, в силу морального износа спустя четыре года разобрали навсегда. Цех быстро пришел в запустение. Но даже в столь плачевном состоянии его ажурные своды производят на посетителей неотразимое впечатление. И не удивительно, что их часто фотографируют. Не удержался от этого соблазна и я — правда, мне с риском для жизни пришлось взобраться на железнодорожный путь кран-балки. Но открывшееся зрелище с лихвой оправдало излишний адреналин в организме.