Техника - молодёжи 2000-12, страница 64

Техника - молодёжи 2000-12, страница 64

детворенный работой, снова разорившийся и разочарованный, он уезжает обратно во Францию, в 1881 г. А Лодыгин?

16 декабря 1883 г. на квартире, снятой для провокатора Дегаева, был убит шеф Петербургской охранки.Судейкин. Причастными к убийству оказались члены «Народной воли», в их числе и С.Н. Кривенко, с которым, как мы помним, был дружен и строил колонию А.Н. Лодыгин. Естественно, он покидает Россию и тоже едет во Францию, к Яблочкову, а затем, после трехгодичного пребывания в ней, отправляется в Америку, чтобы, опережая в идеях Эдисона, отдавать свой талант чужой стране.

Тяжела была судьба изобретателей в царской России!

В дореволюционной Москве электричеством освещались только несколько центральных улиц. В городе действовало 440 фонарей с дуговыми электролампами и всего шесть с лампами накаливания. Главный инженер Московского электролампового завода (МЭЛЗ) Р.А. Нилендер вспоминал (в 1972 г.): «У нас, в московской квартире, в 1911 г. было еще керосиновое освещение, которое только спустя три года заменили на электрическое... Изготовление электрической лампы в то время было достаточно трудной и сложной задачей. Несколько частных предприятий в России занимали крайне незначительное место в балансе тех источников света, которые поступали в продажу. Иностранный капитал держал в своих руках русское электроламповое производство».

Какие же это были предприятия? Две фабрики в Москве: на старой Елоховской улице и в Кудринском переулке; одна в Петербурге — «Айваз», впоследствии завод «Светлана». «Производство было очень отсталое, — вспоминала старейшая работница Кудринской фабрики М.П. Барулина, — работали вручную. Лампочки делали преимущественно угольные (свечи Яблочкова). К 1915 г. начали выпускать «экономические» лампочки (лампы накаливания Лодыгина, патенты США № 424525 от 1893 г., № 575002 и 575668 от 1897 г.). Все заготовки и стеклянные ламповые баллончики выписывались из-за границы». И самой ценной из них была вольфрамовая нить. Тогда делались лампы с прямой нитью накаливания; прямой не по положению ее в колбе, а по продольному сечению, то есть не завитой (как в современных электролампах) в спираль (на рис. 2, а цифрами обозначены: 1 — нить; 2 — держатель). «Экономические» лампочки имели зигзагообразные расположения нити (рис. 2, б). Их мощность составляла 40 — 60 свечей по старому стандарту; в среднем 60 Вт. Поэтому для уличного освещения выпускались угольные лампы, как более мощные (300 — 500 Вт).

В лампочке накаливания русским оставался только воздух, да и тот выкачивался (вакуум). В ней все было импортным, кроме «потогонного» труда русского рабочего, сборочное производство, по-нынешнему. Производительность Елоховской фабрики составляла, смешно сказать, 700 ламп в смену.

И хотя в 1915 г. на Запрудненском стекольном заводе инженер И.И. Китайгородский сумел организовать производство ламповых колб, качество их оставляло желать лучшего: стекло было неважным, а вид колб — неприглядным. Но главное — производство вольфрамовой проволоки для нитей накаливания

оставалось для русских предпринимателей тайной за семью печатями.

Первая мировая война и революция привели городское хозяйство Москвы в полный упадок, а деревянные фонарные столбы пошли на топливо для буржуек...

«Лампочка Ильича»

Для дерзновенных замыслов нужны вооруженные наукой и организованные великой идеей люди. Организатор — В.И. Ленин. 15 декабря 1917 г. в Петрограде он принимает крупного ученого и инженера А.В. Винтера. Александр Васильевич излагает свой проект сооружения под Москвой электростанции на базе богатейших запасов торфа. Ленин дает ему поручение немедленно приступить к строительству Шатурской электростанции. Винтер, который через 10 лет возглавит Днепрогэсстрой, выезжает в Москву и вскоре приступает к сооружению временной Шатурки, а затем и крупной Шатурской ГРЭС (государственной районной электростанции).

Январь 1918 г. Холодный зимний Петроград накануне грозных событий: интервенты стягивают силы к колыбели пролетарской революции. Но даже в эти суровые дни глава Советского правительства принял крупнейшего специалиста-гидротехника Г.О. Графтио и подробно обсудил с ним вопросы строительства Волховской гидроэлектростанции для обеспечения города дешевой, а, главное, независимой от топлива электроэнергией.

Апрель 1918 г. Вестник «Тепловой комитет при политехническом обществе» (№ 7) публикует статью профессора МВТУ, электротехника К.А. Круга «Электрификация Центрально-промышленного района».

Май 1918 г Ленин, уже в Москве, приглашает специалистов Морского ведомства и рассматривает их материалы о сооружении мощной гидроэлектростанции на реке Свирь. По расчетам специалистов, сооружение двух гидроэлектростанций — Волховской и Свирской — позволит не только полностью обеспечить текущие потребности Красного Питера в электроэнергии, но и создать солидный резерв мощности для развития этого важнейшего центра промышленности.

В ряде промышленных районов страны образуются комиссии по электрификации, и в первую очередь, Северного района в Петрограде и Центрального района в Москве. В наиболее трудные годы Советской власти (1918 — 1919) на электростанциях страны было введено 3500 кВт новых энергетических мощностей. В декабре 1919 г. Г.М. Кржижановский, видный теплотехник и соратник В.И. Ленина, излагает вождю меры по развитию добычи торфа, чтобы ослабить топливный голод в Москве, Петрограде и других городах. Ленин одобрил предложения и попросил их увязать со строительством элек

тростанций — «вот-де база для электрификации во столько-то раз при теперешних электростанциях», — а еще и обнародовать: «Не напишите ли статьи об этом в «Экономическую жизнь» (и затем брошюркой или в журнал)?».

Глеб Максимилианович, в январе 1920 г., передал Владимиру Ильичу статью «Задачи электрификации промышленности». Прочтя ее, Ленин пишет, 23 января 1920 г., письмо Кржижановскому: «План электрификации надо дать сейчас, чтобы наглядно, популярно, для массы увлечь ясной и яркой (вполне научной в основе) перспективой: за работу-де, и в 10 — 20 лет мы Россию всю, и промышленную, и земледельческую, сделаем электрической...».

В марте 1920 г. Совет Народных Комиссаров образовал комиссию по разработке плана электрификации страны. Возглавил ее тот же Кржижановский, внук ссыльного декабри

ста. Первый доклад «О положении работ по Северному району» — Северный район охватывал Петроград, Карелию, Мурманский край и Архангельскую губернию — комиссия заслушала 15 мая 1920 г., а неделю спустя — итоговый доклад «О плане электрификации Северного района» и одобрила его. До этого первого важного решения был скрытый период организации комиссии — подбор кадров (Б.И. Угримов, К.А. Круг, Г.О. Графтио, А.Г. Коган, И.П. Александров...), их «притир-ка-приработка», уточнение названия плана. «ЭЛЕРОС — электрификация России». — «КОПЭРО — комиссия по электрификации России». — «Нет, уж лучше КОМПЭЛЕРО». — «Шутник, вы Карл Адольфович (Круг. — Ю.Е.)! Почти кабальеро» — «КРЭЛ — комиссия российской электрификации?». — «Не чувствуется государственности». — «ГОСКРЭЛ?». - «Наш ГОСКРЭЛ везде поспел!». — «ГОЭЛРО?». — «Вы, Генрих Осипович, гений аббревиатуры! Так и запишем: ГОЭЛРО! Государственная электрификация России. Комиссия ГОЭЛРО, план ГОЭЛРО. В меру кратко, в меру загадочно». Впоследствии Графтио очень гордился тем обстоятельством, что слово ГОЭЛРО, ставшее всемирно известным, придумал именно он.

«А знаете, товарищи, что двадцать лет назад на Всемирной выставке в Париже (1900) лампы инженера А.Н. Лодыгина произвели настоящий фурор? И были они с нитями из молибдена и вольфрама, не в пример угольным или бамбуковым Эдисона.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12 2000

62