Техника - молодёжи 2001-03, страница 24

Техника - молодёжи 2001-03, страница 24

в древнеегипетском или шумерском), поэтому в каждой библиотеке из таких табличек должны присутствовать какие-то азбуки-самоучители, возможно, с картинками из нашей жизни, а также словари и параллельные тексты на разных языках, что облегчит перевод. Разумеется, подобный проект не может быть коммерческим. Дивидендов из будущего от него не дождешься.

Знак беды

Интересно, что аналогичная задача — передать информацию нашим отдаленным потомкам — была не так давно поставлена отнюдь не умозрительно, а вполне конкретно, причем не кем-нибудь, а правительством США. И несмотря на относительную простоту самой информации, подлежащей передаче, задача эта так и не получила пока окончательного решения.

Речь идет о проекте «Пилот» по захоронению ядерных отходов на соляной равнине в южной части Нью-Мексико2. Министерство энергетики поручило группе ученых решить, что установить в качестве предупредительного знака на этом месте, чтобы он действовал на протяжении трехсот (!) поколений. Период распада радиоактивных материалов составляет десять тысяч лет, и деятели из Вашингтона оказались настроены не настолько оптимистично, чтобы предположить, будто их государство просуществует так долго, сохраняя преемственность власти, языка и правительственной документации...

В качестве одного из консультантов был приглашен Грегори Бенфорд, ученый-физик, сотрудник Ирвинского университета в Калифорнии, более известный широкой публике как писатель-фантаст (ряд его произведений переведены и на русский язык).

Поразмыслив, американские ученые поняли, что про людей будущего очень мало что можно сказать наверняка, и в этом смысле установить односторонний контакт с ними не намного проще чем с инопланетянами (примечателен факт обращения к Джону Ломбергу, разрабатывавшему вместе с Карлом Саганом некоторые из космических посланий для «Вояджера»). Поэтому, не питая больших надежд на возможность языкового или символьного общения, исследователи перешли в сферу архитектуры и ландшафтного строительства, полагая, что так легче воздействовать на подсознание, которое медленней меняется со временем. Предлагались проекты с такими «говорящими» названиями, как Черная Дыра, Ландшафт Свалки, Запретные Блоки, Равнина Шипов и Угрожающий Знак...

Во всех предложениях наличествовал общий мотив — во-первых, привлечь внимание, а во-вторых, отпугнуть любое человеческое (или человекоподобное) существо. Комплекс на месте захоронения должен был внушать если не страх, то хотя бы чувства отвращения, тревоги или дискомфорта. Полагают, что подобного эффекта можно достичь за счет неправильной геометрии.

К сожалению, не исключена двусмысленность толкования подобных символов. Скажем, «череп с костями» у нас ассоциируется не только со смертью, но и... с пиратами, а значит, и с пиратскими сокровищами! А представители иной культуры это изображение могут понять, скажем, как знак бога смерти, которого следует почитать и задабривать жертвами, а вовсе не избегать.

В принципе, архитектурно-ландшафтный комплекс может быть воспринят как памятник древней культуры или обрести религиозный смысл — так или иначе, людей это привлечет, а не отпугнет. В нашем современном искусстве также много пугающего, шокирующего и даже отвратительного (для обычного человека), однако и у таких произведений есть многочисленные поклонники, получающие от их восприятия неподдельное, хотя и извращенное удовольствие... Наконец, какой-нибудь «великий» завоеватель будущего для упрочения своей власти может повелеть разрушить монумент как творение чуждой «языческой» культуры (за примером не стоит далеко ходить: сегодня подобное произошло с древними буддийскими изваяниями в Афганистане. — Ред.)

Заметим наконец, что даже вполне прочитанные надписи — предостережения и проклятия египетских пирамид не остановили их грабителей и исследователей, а только еще больше раззадорили. Поэтому не исключено, что и археологи будущего с не меньшим энтузиазмом полезут в наши радиоактивные могильники...

В общем, проект «Пилот» предполагается завершить только к 2030 году, так что время подумать еще есть.

В заключение этой главки остается только посетовать, что в нашей стране многие лица и организации не проявляют столь похвальной заботы не только об отдаленных потомках, но и о своих современниках, «благодаря» чему мы то и дело узнаем об источниках радиоактивности, обнаруживаемых в самых неожиданных местах. Печально также, если по решению высокопоставленных чиновников российские территории станут свалкой еще и зарубежных отходов.

Хорошо забытое старое

В свете вышесказанного не кажется столь уж неправдоподобной обсуждаемая в известной книге /1 .Повеля и Ж.Бержье «Утро магов» (1960) гипотеза о существовании в прошлом Земли высокоразвитых цивилизаций, информация о которых не дошла до нас — отчасти в силу разрушения ее носителей, отчасти из-за того, что нам непонятно назначение даже сохранившихся предметов. Как. пример приводится случай, когда благодаря случайному посещению Багдадского музея немецким инженером Вильгельмом Кенигом в древнем артефакте была опознана... электрическая батарея, работавшая за две тысячи лет до Гальвани!3

Проблема и в том, что гипотетическая техника древних может быть совсем не похожа на нашу, достигая аналогичных или превосходящих результатов иными методами. Не исключено, что научно-технический прогресс, как и биологическая эволюция, может идти разными путями. Это касается как прошлого, так и будущего

Вспомним мудрые слова Артура Кларка: «Любая достаточно высокоразвитая технология неотличима от волшебства».

В фантастических романах информацию нередко записывают в специальных «кристаллах». Обращая ситуацию в прошлое, можно ли исключить предположение, что в каких-то кристаллах, драгоценных камнях (кстати, обладающих, по легендам, магическими свойствами) до сих пор хранятся древние файлы? А мы думаем, что это просто изящные побрякушки! Впрочем, лазер

ные диски тоже красиво играют радугой в отраженном свете...

Интересно относительно недавнее (1987) открытие Аркаима, процветавшего 3 — 4 тысячи лет назад в степях Южного Зауралья, в 200 километрах от нынешнего Челябинска. Эта цивилизация, к сожалению, не обладавшая письменностью, воплощала информацию (религиозного характера) в архитектурные сооружения, создавая удивительные для того времени города-крепости. При этом мифология и технология как бы сливались воедино.

«Очень интересна аркаимская интерпретация о рождении огня. И вот почему. Бог Агни родился из воды, темной и таинственной... Но как можно поверить, что рождение бога огня связано с водой? Ведь вода и огонь — два взаимоисключающих начала И вот что мы увидели в Аркаиме... Здесь во многих домах на дне колодцев были найдены побывавшие в огне копыта, лопатки и нижние челюсти лошадей и коров... Рядом с такими колодцами, где были жертвоприношения, всегда оказывались почему-то металлургические печи. При этом поддувало печей было связано с колодцем с помощью специального воздуходувного канала, устроенного в грунте Эксперимент, проведенный здесь же, в полевых условиях, показал, что печь, совмещенная с колодцем, способна давать температуру, необходимую не только для расплава бронзы, но и для выплавки меди из руды»4.

Обнадеживают первые шаги палеофоно-графии5, пытающейся считать с древней керамики звуковую информацию, невольно записанную на ней в процессе изготовления. То что к данной проблеме существует интерес не только у нас, но и за рубежом, свидетельствует появление в одной из серий «Секретных материалов» Криса Картера некой «чаши Лазаря», на которой якобы оказались записаны слова Христа, позволяющие оживлять мертвых... Однако как теория, так и практика палеофонографии, по-видимому, еще нуждаются в доработке и независимой проверке (например, на специально изготовленных современных образцах керамики с заданным звуковым фоном).

Заключение

В этой статье автор затронул проблемы, которые не относятся к числу сиюминутных, однако заслуживают размышлений всякого, кому не безразлична судьба нашей цивилизации При этом были связаны воедино различные факты в исторической перспективе, хотя многое, конечно, осталось за кадром. Безусловно, по данному вопросу хотелось бы услышать мнение специалистов, так или иначе имеющих отношение к обсуждаемой проблематике. Окончательных ответов здесь нет, а возможно, и не будет. Время готово преподнести нам еще немало сюрпризов... ■

ПРИМЕЧАНИЯ

А.Грудинкин Общество утратит память?//«Знание - сила», №11 за 2000 г. С.56 - 63.

2 Г. Бенфорд. Отсюда в Вечность//Сверхновая американская фантастика, № 10-11 за 1996 г. С.215 - 228. 3Л.Повель, Ж.Бержье. Утро магов. Киев, 1994. 4Г.Зданович Аркаим, «Страна городов»//«Знание - сила», № 5-6 за 1999 г. С.92 - 99. 5Р.Сингатулин. Гончарный круг — фонограф средневековья // «Техника - молодежи», № 8 за 2000 г С.52 - 53. Л.Галкин. Рождение палеофонографии //«Техника — молодежи», № 12 за 2000 г. С. 11.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 3 2 0 0 1

22