Техника - молодёжи 2001-09, страница 44

Техника - молодёжи 2001-09, страница 44

«КУРЬЕЗЫ» БРИТАНСКОГО ФЛОТА

В 1916 - 1917 гг. в состав британского Гранд Флита (флота метрополии) вошли три необычных корабля — так называемые «легкие линейные крейсера» типа «Корейджес». Созданные по инициативе энергичного, но иногда чрезмерно упрямого адмирала, первого морского лорда Дж.Фишера, они сочетали качества крейсера (бронирование, скорость) и линкора (калибр главной артиллерии, водоизмещение). Увы, опыт Ютландского боя между английским и германским флотами в 1916 г. наглядно показал, что идея быстроходного, но слабо защищенного артиллерийского корабля в корне ошибочна. В итоге огромные и дорогостоящие корабли оказались не у дел и получили прозвище «белые слоны» — то есть, по-нашему, «белые вороны».

Особенно не повезло последнему, наиболее экстравагантному в этой тройке, кораблю — «Фьюриесу». Если главным оружием его предшественников являлись две двухорудийные 381-мм башенные установки, унифицированные с линкорами и линейными крейсерами, то «Фьюриес» решили оснастить двумя сверхтяжелыми 457-мм пушками в одноорудийных башнях. Однако уже в ходе постройки от носовой башни — в духе новых веяний — отказались, и крейсер переделали в «полуавианосец»: в носу соорудили ангар на десять самолетов-бипланов и стартовую дорожку длиной 69,5 м. В освободившемся после демонтажа башни погребе оборудовали склад авиабомб и разместили 600 канистр с 4542 л бензина. В итоге гигантский корабль, вооруженный лишь одной тяжелой пушкой и сомнительными по боевой ценности аэропланами, выглядел настолько странно, что моряки тут же переименовали его из «Фьюрие-са» (furious — яростный) в «Кьюриес» (curious — курьезный). И, как показала дальнейшая судьба этого корабля, не ошиблись.

«Фьюриес» вступил в строй в начале июля 1917 г. На нем базировались восемь самолетов — три поплавковых разведчика «Шорт» S-184 и пять колесных истребителей «Сопвич» «Пап». Экипаж корабля, составлявший ранее 796 человек, увеличился на 84 авиатора и техника. Возглавлял авиагруппу коммандер Эрнст Даннинг.

Испытания авиатехники заняли примерно месяц. В целом технология старта и посадки не отличалась от применявшейся на авиатранспортах. Гидросамолеты могли садиться на воду и затем поднимались на борт кранами; стартовавшие с палубы истребители с колесным шасси должны были приземляться на береговых аэродромах. Но 2 августа произошло знаменательное событие: Даннингу впервые удалось посадить самолет прямо на палубу. В тот день «Фьюриес» шел 10-узловым ходом против ветра, дувшего со скоростью 21 узел. Даннинг сначала летел на небольшой высоте параллельно курсу корабля, затем обогнул надстройку с ле

вой стороны и приземлился точно по центру носовой палубы. Чтобы уменьшить пробег аэроплана, применялся своеобразный «аэрофинишер»: к нижнему крылу биплана прикрепили канаты с петлями, за которые следовало ухватиться находившимся на палубе авиатехникам!

Первая посадка была проведена безукоризненно, и таким образом «Фьюриес» стал первым в мире настоящим авианосцем, способным и запускать самолеты, и принимать их на палубу. Однако попытка повторить маневр стоила Даннингу жизни. 7 августа он коснулся палубы в расчетной точке, но не успел выровнять крен своего самолета... «Сопвич» на одном колесе пересек палубу и упал за борт. Пилот запутался в поврежденных расчалках и утонул.

И все же эксперимент Даннинга, как в свое время и его предшественника Эли, сыграл важную роль. Именно он натолкнул на мысль оснастить «Фьюриес» второй — посадочной — палубой. Адмиралы не возражали: ценность «курьезного» крейсера как артиллерийского корабля была нулевой. И с ноября 1917 г. по март 1918-го авианосец прошел второе капитальное переоборудование. С него убрали грот-мачту, кормовую 457-мм башню, одно 140-мм орудие; одновременно установили (видимо, в качестве компенсации за снятую артиллерию!) четыре трехтрубных торпедных аппарата. Позади дымовой трубы разместили второй ангар на шесть самолетов и полетную палубу размером 86,5 х 21 м Обе палубы соединили «американскими горками» — они охватывали надстройку эстакадами, по которым самолеты перекатывались вручную. Кормовой ангар оборудовали воротами и двумя кранами для спуска на воду и подъема гидросамолетов Ангары — и носовой, и кормовой — оснастили лифтами-самолетоподъемниками. На посадочной палубе установили примитивный аварийный барьер из вертикально натянутых канатов. А чтобы не повторилась трагедия, произошедшая с Даннингом, над палубой натянули горизонтальные тросы, предотвращающие горизонтальное смещение самолета.

«Фьюриесу» принадлежит первая воздушная победа палубной авиации: 18 июня 1918 г. стартовавшие с него истребители сбили германский гидросамолет. А месяц спустя состоялся первый в истории удар авианосца по береговому объекту. На рассвете 18 июля с «Фьюрие-са», находившегося у побережья Дании, стартовали семь самолетов «Сопвич» «Кэмел». Один из них из-за неполадок в двигателе вскоре повернул назад, но остальные достигли цели — базы немецких дирижаблей в Тондерне — и успешно отбомбились, уничтожив в одном из ангаров цеппелины L-54 и L-60. Правда, топлива на обратный путь у самолетов оставалось мало, что назы

вается в обрез, и три пилота, дабы не рисковать напрасно, приземлились в нейтральной Дании. Два других «Сопвича» едва добрались до британских кораблей и сели на воду вблизи дозорных эсминцев. Шестой самолет исчез — вероятно, он также совершил вынужденную посадку на воду, но так и не был найден.

По типу «Фьюриеса» англичане переоборудовали еще один корабль — легкий крейсер «Кавендиш», переименованный по этому случаю в «Виндиктив». По компоновке и конструкции он повторял своего «старшего брата», но малые размеры палуб делали его малопригодным для нормальной эксплуатации самолетов.

В 1919 г. «Фьюриес» и «Виндиктив» находились на Балтике и обеспечивали поддержку британских экспедиционных сил в действиях против Советской России. В частности, 30 июля палубные самолеты совершили налет на Кронштадт. Впрочем, особого успеха не добились, а «Виндиктив» к тому же серьезно пострадал при посадке на мель в Финском заливе.

Накопившийся опыт использования корабельной авиации показал, что оба авианосца с раздельными взлетной и посадочной палубами — и «Фьюриес», и «Виндиктив» — обладают общим важным недостатком. Посадка самолетов на них была сопряжена со значительным риском из-за завихрений воздуха, которые возникали при обтекании им надстроек и дымовых труб, расположенных в диаметральной плоскости. Поэтому «Виндиктив» вскоре опять превратили в крейсер. «Фьюриес» в 1922 г. тоже снова отправился на верфь. Ему, как и другим «белым слонам», предстояло в очередной раз радикально изменить свой облик. Но об этом речь впереди. ■

Сергей БАЛАКИН

1. Авианосец «Фьюриес» (Англия, 1918 г.). Переоборудован из легкого линейного крейсера. Водоизмещение нормальное 19513 т, полное 22890 т. Длина наибольшая 239,7 м, ширина 26,8 м, осадка 6,4 м. Мощность паротурбинной установки 90 ООО л.е., скорость 31,5 узла. Экипаж 880 чел. Вооружение: десять 140-мм пушек, пять 76-мм зениток, 18 торпедных аппаратов, до 20 самолетов. Внешний вид корабля показан по состоянию на ноябрь 1918 г.

2. Авианосец «Виндиктив» (Англия, 1918 г.). Переоборудован из легкого крейсера «Кавендиш». Водоизмещение нормальное 9394 т, полное 12100 т. Длина наибольшая 184,4 м, ширина 19,8 м, осадка 5,9 м. Мощность паротурбинной установки 60 ООО л.е., скорость 29 узлов. Экипаж 658 чел. Вооружение: четыре 190-мм и восемь 76-мм пушек (в том числе четыре зенитки), шесть торпедных аппаратов, шесть самолетов. В 1923 — 1925 гг. вновь переоборудован в крейсер по первоначальному проекту.