Техника - молодёжи 2002-01, страница 62

Техника - молодёжи 2002-01, страница 62

Узнав об этом, Иван Козыревский в 1715 г. основательно укрепил Верхний и Нижний камчатские остроги.

Управлял Камчаткой наш герой очень рачительно — за время своего правления он собрал много ясака для казны государевой (в том числе и с двух Курильских островов), а по просьбам больных, старых, раненых и отставных казаков, которые «за неимуществом прибежища скитались по разным острогам меж двор», он на свои средства построил Камчатскую Пустынь — часовню с кельями при ней, «где можно от трудов довольствоваться».

В 1716 г. на Камчатку присылают новых комендантов-приказчиков. Козы-ревского отстраняют от руководства, совершенно не замечая его заслуг. Огорченный и униженный, казачий есаул приходит к архимандриту Марти-ниану, и тот склоняет его постричься в монахи. Так казак Козыревский перестал называться Иваном, а получил новое имя — Игнатий. Собственно, была еще одна причина для пострига — Ивана Петровича тяготило участие в бунте против атамана Атласова, закончившемся смертоубийствами.

...Инок Игнатий оказался не менее

деятелен, чем казачий предводитель Иван Козыревский. В1717 г. «немирные» ительмены убили архимандрита Мартиниана, и наш герой занял его место. Следует отметить, что в те времена многие православные священники отказывались служить и миссио-нерствовать на Крайнем Северо-Востоке. Но монах Игнатий не мыслил своей жизни вне «малой родины» на дальней окраине России. Три года возглавлял он православную церковь Камчатки. Им была любовно обустроена Успенская обитель, основанная Мартиниа-ном; он привел к православной вере не одну сотню аборигенов.

Во многом бескорыстный энтузиаст, не терпящий унижений и несправедливости, отец Игнатий не мог признать главенства над

собой новых приказчиков, которые, к тому же, беззастенчиво злоупотребляли властью. Он в открытую враждовал со светской администрацией, и новые коменданты, написав донос, добились ареста непокорного инока. Имущество Игнатия — Ивана Козыревского конфисковали местные чиновники. А был он, надо сказать, человеком небедным — собранные им ценности и наследство, доставшееся от погибших отца и старшего брата, оценивались в 6575 рублей (сумма по тем временам весьма значительная).

Арестованного и ограбленного инока Игнатия доставили в Якутск. Обвинение предъявили за прошлое преступление — участие в бунте против Атласова... Однако наш герой был полностью оправдан, и в 1721 г. он при-

Русская карта Камчатки (1722), опубликованная в атласе И. Б. Гомана 1725 г.

нял участие в строительстве Покровского монастыря, а в 1722 г. — в возведении Спасской обители.

Но уж очень непокорным оказался этот монах. Он пишет жалобы в Петербург и Москву, требуя возврата честно нажитого имущества, постоянно указывая на беззастенчивое хищение государственных средств местными чиновниками. В этих челобитных он подчеркивает свои немалые заслуги перед Отечеством.

Однако у «сильного всегда бессильный виноват», а в России спокон веку «тот прав, у кого больше прав». Против неукротимого Игнатия-Ивана в 1724 г. власть имущие затевают новое судилище и сажают его в Спасском монастыре на цепь. В документах тех лет опять фигурирует его личное имущество (на этот раз на 1500 рублей), которое присваивается светской властью.

И вот неукротимый монах Игнатий бежит из-под стражи, судится с именитыми обидчиками, и в 1726 г. оправдывается служителями российской Фемиды. Оправданный инок Игнатий просится на Курилы, мечтая организовать новое плавание к берегам Японии. 6 июня 1736 г. он встречается в Якутске с Витусом Берингом. Козыревский представляет командору свои чертежи и карты Курильских островов, рассказывает о Японии. Но в экспедицию странного всезнайку-монаха не берут...

В 1727 г. неистовый инок подается в Тобольск, где, обращаясь к высокопоставленным чиновникам, как светским, так и церковным, надеется получить полную реабилитацию и возвратить конфискованное имущество. Здесь он близко сходится еще с одним «российским Колумбом» — якутским казачьим головой Афанасием Федотовичем Шес-таковым, который стремился закрепить русские владения на побережье, на Анадыре и

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 ' 2 0 0 2

59