Техника - молодёжи 2002-01, страница 63

Техника - молодёжи 2002-01, страница 63

на Чукотке, а также мечтал колонизировать Аляску.

А.Ф. Шестаков выдает иноку Игнатию пре мию за прежние заслуги — 10 рублей (для сравнения: примерно столько или чуть больше составляло годовое денежное жалование рядового сибирского казака; толмач и подьячий при иностранном российском консуле или торговом агенте получали по 100 рублей в год; добрая лошадь в ту пору стоила 5 рублей. — Ред.), добивается его полной реабилитации и уговаривает отправиться с ним в «великую экспедицию». В документах, выданных нашему герою, сибирский губернатор указывает, что неугомонный монах «отдан» в исследовательскую партию, и пока «великая экспедиция» Шестакова не выступит из Якутска, «жить ему, Козыревскому, в Спасском монастыре свободно и утеснения ему за многие службы не чинить, но показывать к нему благодеяние».

Пока казачий атаман Афанасий Шестаков основательно готовился к экспедиции, он назначил инока Игнатия командиром судна «Эверс» (которое тот построил за свой счет а возможно, за счет монастыря) и с двумя опытными матросами и 24 служилыми казаками отправил его в 1728 г. на исследование берегов реки Лены и изучение ее устья — выхода в Северный Ледовитый океан. Игнатий честно и разумно выполнил сложное поручение. Не доходя до устья Лены, он меняет тяжелое судно на более проходимый карбас, который покупает за 17 рублей у тамошнего священника Нила Юрганова На том карбасе добираются они до выхода в Ледовитый океан, проводят промеры глубин в многочисленных рукавах реки, изучают течение и приливы. Как и в предыдущих исследовательских походах, инок Игнатий собирает ценную информацию от местных жителей. Благодаря этим сведениям он находит удобный выход в океан. До этого было два неудачных изыскательских похода в Ленское устье...

Вернувшись в Якутск 5 января 1729 г., Игнатий ждет заслуженной награды. В Тобольске оценили полезные для государства деяния монаха и назначили его возглавить строительство Успенского монастыря на Камчат

ке, с богадельней для раненых и престарелых казаков, а также обязали якутское духовенство поддержать отважного землепроходца и миссионера деньгами. Но местный архимандрит, давний соперник Козыревского, отказывается выполнять указания светских властей. Более того, якутский архимандрит запрещает строительство нового камчатского монастыря и удерживает у себя церковную утварь, присланную от тобольского митрополита Антония для отца Игнатия. Возмущенный очередной несправедливостью, тот отказывается принимать участие в экспедиции Шестакова и подается искать правды в Москву.

В 1730 г. Игнатий, уже из Первопрестольной, обращается в Синод с просьбами: содействовать в возврате ему разграбленного сибирскими чиновниками личного имущества и укреплении камчатской миссии, а именно—в строительстве Успенского монастыря. До Синода доходили сведения о многих благих деяниях инока, и отцами Русской Церкви он был рукоположен в иеромонахи. С ведома Синода иеромонах Игнатий дважды обращался в Сенат по поводу возврата своего имущества или выдачи взамен денег. 11 декабря 1730 г. вышел сенатский указ — о выдаче Игнатию (Козыревскому) за заслуги перед Отечеством награды в 500 рублей. Этот указ также подтвердил разрешение на строительство на Камчатке Успенского монастыря. Вот оно, признание заслуг! Вот она, большая победа! Но утраченное имущество, почти на 7000 рублей и на этот раз не пожелали вернуть.. Иеромонах решил писать жалобу на имя императрицы Анны Иоановны царица-де поможет! Однако злодейка судьба распорядилась иначе — уехать из Москвы победителем Игнатию не удалось. Эпоха правления Анны Иоановны недаром известна как «бироновщина», по имени царского фаворита-немца. О тех временах митрополит Дмитрий (Сеченов) писал так: «Догматы христианские в басни и ни во что поставляли; ...архиереев, священников, монахов му-чапи, казнили, расстригали .». Пострадал и иеромонах Игнатий. На него поступил очередной донос об участии в бунте против Ат

ласова, были выдвинуты сфабрикованные обвинения в злоупотреблении властью и т.д. Он был расстрижен и посажен в московскую тюрьму.. 2 декабря 1734 г из Сыскного приказа в московскую контору Сената поступило сообщение о смерти Ивана Петровича Козыревского.

Так закончилась жизнь мужественного человека, коренного сибиряка, дальневосточника — жизнь, полная борьбы и гражданских подвигов.

Конечно, у каждого человека своя судьба. У одних она весьма удачная — совершил единожды что-нибудь примечательное и, пожалуйста, вечная слава (вспомните того же Витуса Беринга); у других — вроде участи Козыревского: хоть наизнанку вывернись, а награды не дождешься. Может быть, потом, после смерти, да и то — как сложится... Кстати, почти сразу после кончины императрицы Анны Иоановны, в 1741 г., начали массово освобождать из тюрем, возвращать из ссылок, реабилитировать священнослужителей, пострадавших от бироновских репрессий...

Краткая библиография

Алексеев А.И Сыны отважные России. Магадан, 1970.

Басин И. Святитель Софроний Иркутский // Северные просторы. 1992. №3—4. ГольденбергЛ.А. Между двумя экспедициями Беринга. Магадан, 1984.

Греков В. И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725 —1765 гг. М., 1960. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 1996

Леонтьев В.В., Новикова К.А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР. Магадан, 1989. Международные связи России в XVII — XVIII вв. М., 1966.

Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов. Южно-Сахалинск. 1982. Семенов А.В. Землепроходцы. М., 1976. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700 — 1917. Т.8 (4.2). М„ 1997

Черевко К.Е. Игнатий Козыревскии — автор описания Апонского государства // Проблемы Дальнего Востока. 1975. №2. ■ Рисунок Евгения СУМАТОХИНА

НА СТЫКЕ ДВУХ МЕХАНИК

Возможно ли безопорное движение — то есть самодвижение центра масс системы, которая считается изолированной от внешней среды? Согласно классической механике Ньютона — нет; Эйнштейн тоже не верил в возможность движения тел за счет внутренних сил. Но это явление способно возникать, так сказать, на стыке классической и релятивистской механик.

Представим себе два независимых тела, масса одного из них намного больше массы другого. Пусть на эти тела некоторое время действуют две равные и противоположно направленные силы. В соответствии с законами классической механики, центр масс такой системы не может сместиться в пространстве; согласно той же классической механике, тело с меньшей массой станет двигаться с большим ускорением и приобретет большую скорость, чем более массивное тело.

Но, в соответствии с теорией относительности, масса тела возрастает со скоростью, то есть масса меньшего тела станет увеличивать

ся значительно сильнее чем масса большего тела. Поэтому тело с большей массой будет вести себя в соответствии с законами классической механики, а масса меньшего тела станет увеличиваться в соответствии с законами теории относительности. И если спустя некоторое время эти тела остановить, подействовав на них противоположно направленными силами, то окажется, что их суммарная масса осталась такой же, как тогда, когда они покоились Но ведь тела из-за разных ускорений и скоростей преодолеют расстояния, отличные от предписываемых классической механикой, и поэтому их центр масс сместится на какую-то пусть малую, но конечную величину в сторону движения малой массы.

А теперь, если сблизить тела с меньшим ускорением, чем они приобретали при разлете в разные стороны то, после их возвращения на прежнее место, центр тяжести системы останется смещенным. Значит, повторяя эту процедуру многократно, можно заставить систему

двигаться в пространстве в определенном направлении исключительно за счет внутренних сил, не нарушая при этом ни законов классической механики, ни законов теории относительности.

Сергей МАКУХИН, г.Ангарск

ОТ РЕДАКЦИИ. Рассуждения автора, которые, на первый взгляд, кажутся безупречными, хотя и парадоксальными, содержат одну скрытую ошибку. Действительно, следуя его логике, надлежит признать, что после того, как тела разлетятся в разные стороны их центр масс сместится относительно первоначального положения. Но чтобы вернуть эти тела в исходное состояние, оставив смещенным центр масс, на них следует подействовать противоположно направленными, но уже НЕ РАВНЫМИ силами, которые могут быть лишь ВНЕШНИМИ по отношению к системе. А если эти силы имеют ВНУТРЕННЕЕ происхождение и РАВНЫ друг другу, то центр масс сместится в прежнее положение, и никакого самодвижения происходить не будет сколько бы раз мы ни повторяли предлагаемую процедуру. Так что Эйнштейн не зря не верил в безопорное движение ■

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 ' 2 0 0 2

60