Техника - молодёжи 2002-05, страница 28

Техника - молодёжи 2002-05, страница 28

ВОЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Василий МАЛИКОВ, академик

Российской академии ракетных

и артиллерийских наук

13 июня 1944 г. наблюдатели британской системы противовоздушной обороны, дежурившие в графстве Кент, заметили небольшой самолет, летевший со странным свистом и испускавший огонь из хвоста. В 4 ч 18 мин он вдруг перешел в пикирование и взорвался у Стоунсхоума. За ним на Англию упали еще три таких аппарата, ознаменовав дебют нацистского ракетного «блица» — немцы пустили в ход «чудо-оружие», самолеты-снаряды Фау-1.

Началось же все 22 июня 1927 г., когда образовалось «Немецкое реактивное общество», а весной следующего года появилась книга Г.Оберта «Ракета в межпланетное пространство». Наряду с теоретическими исследованиями, в «Обществе» занимались и практическими делами, например, ракетой «Кегельдюзе», в опытах с которой участвовал и студент В. фон Браун. Ее двигатель работал 90 с, расходовал 6 кг жидкого кислорода и 1 кг бензина, развивал тягу 7 кг Кстати, немцы взялись за эту технику не только из-за модного тогда увлечения космонавтикой, но и потому, что по условиям Версальского договора 1919 г. побежденной Германии запретили иметь артиллерию калибрами более 100 мм и дальнобойные орудия.

В 1929 г. правительство еще Веймарской Германии решило заняться и боевыми ракетами. Ответственным назначили капитана Горштига и специалиста по тяжелой артиллерии капитана В.Дорнбергера, и вскоре на полигоне в Куммерсдорфе возникла испытательная станция. Одним из ее первых служащих стал фон Браун. В ноябре 1932 г. к ним присоединился В.Ридель. К концу 1933 г. (уже после прихода к власти нацистов) на полигоне «Раке-тенфлюгплац» произвели 87 пусков ракет и 270 стендовых испытаний силовых установок. В следующем году руководитель опытов Ридель опробовал несколько двигателей потреблявших спирт, а в Куммерсдорфе фон Браун приступил к работе над проектом А-1 (агрегат первый). Все это позволило немцам позже получить самолеты-снаряды Фау-1 и баллистические ракеты Фау-2 (индекс Фау им присвоил министр пропаганды И.Геббельс по первой букве слова «Фергельтунг» — возмездие, которое должно было постигнуть англичан и их союзников).

Итак, в 1933 г. взялись за А-1 весом 150 кг, к декабрю 1934 г подготовили ракеты «Макс» и «Мориц» (имена популярных тогда комиков) типа А-2 с двигателями от А-1, поднимавшиеся на 2 тыс. м. К этому времени сочли, что полигон в Куммерсдорфе не подходит для летных испытаний из-за близости к столице, и Армейский ракетный исследовательский центр переместили в

РАКЕТНЫЕ РПБПТЫ

местечко Пенемюнде на острове Узе-дом в Балтийском море, близ устья Одера Его техническим руководителем стал фон Браун.

Следующая ракета, А-3, была длиной 6,5 м, диаметром 0,7 м, оснащалась двигателем тягой 1500 кг, работавшим на жидком кислороде и спирте. Ее оборудовали стабилизированной платформой с акселерометрами для корректировки в полете по курсу и тангажу, электросервомоторами и молибденовыми газовыми рулями. Испытания А-3, начавшиеся осенью 1937 г, выявили ненадежность аппаратуры наведения.

Тогда фон Браун и Ридель занялись более мощной А-4 (Фау-2) с дальностью полета вдвое большей, чем у снарядов сверхпушки «Кайзер Вильгельм», прозванной за границей «Парижской пушкой». При намеченной досягаемости 260 км ракета весом 12 т и тягой 25 т должна была развивать скорость 1600 км/с. Ее снабдили графитовыми газовыми рулями и новой системой наведения. В марте 1939 г подготовили чертежи, а саму ракету сделали только в 1942 г. — к тому времени воздушное наступление на Англию провалилось.

13 июня состоялся ее первый и неудачный пуск; при втором, 16 августа, ракета успешно прошла активный участок траектории, но потом отвалился носовой конус, и лишь 3 октября А-4 за 296 с преодолела 190 км. Всего же немцы 15 раз испытывали это изделие и доводили его.

С 1942 г разрабатывался и дальнобойный самолет-снаряд Фи-103 фирмы «Физе-лер» (Фау-1). Он был небольшим, длиной 7,6 м, в носу находилось около тонны взрывчатки, за ней бак с 8-окта-новым бензином, два баллона со сжатым воздухом, обеспечивавшим работу бортовых систем, над фюзеляжем разместили пульсирующий воз-душно-реактивный двигатель. После взлета с катапульты Фау-1 шел по командам

автопилота и, пройдя заданное расстояние, пикировал на цель.

7 июля 1943 г. Гитлер приказал конструкторам и военным ускорить подготовку «Роботблица» (войны автоматов) против Англии силами Фау-1 и Фау-2, и с 13 июня до конца 1944 г., а

также за три месяца 1945 г. только на Лондон выпустили 8070 Фау-1, из них 2420 достигли целей, разрушив 24491 здание, 52292 сделав непригодными для использования, убив 5864 и ранив 40371 человека

Однако Фау-1, развивавшие скорость около 600 км/ч, не поднимавшиеся выше 3 тыс. м и не менявшие курса, перехватывались британскими истребителями, которые записали на свой счет 1847 «летающих бомб». Еще 1878 сбили зенитчики, 232 наткнулись на аэростаты заграждения Потом англичане стали искать пусковые установки в оккупированных немцами странах и посылать на них бомбардировщики.

У Фау-1 был врожденный порок — низкая точность попаданий. Из-за отказов автопилота и других агрегатов многие Фау-1 падали где угодно, района целей достигало только 32%. Решение проблемы нашли случайно.

Командир подразделения диверсантов штурмбанфюрер СС О.Скорце-ни как-то встретился с капитаном ВВС Ланге, участвовавшим в разработке спецсредств для парашютистов, и тот поделился своей идеей. Ланге предложил направлять на вражеские объекты набитые взрывчаткой самолеты, управляемые добровольцами-смерт-никами. Ланге поддержала знаменитая Г.Рейч, единственная немецкая пи-лотесса, награжденная двумя «•Железными крестами». «Когда на карту поставлена судьба страны, никто не имеет права заботиться о своей безопасности, и я готова пожертвовать жизнью», — заявила она Скорцени. А тот вскоре после этого разговора побывал в Пенемюнде, увидел Фау-1 и предложил внедрить в него «человеческий фактор». Три опытных самолета-снаряда оборудовали кабинами и приступили к испытаниям на аэродроме Рехлин. Стартовали не с катапульты — перед взлетом пилотируемые Фау-1 подвешивали подноситель, бомбардировщик Хе-111, на заданной высоте пилот отцеплялся, включал ПВРД и после короткого полета приземлялся.

Два летчика разбили машины при посадке, но более опытная Рейч блестяще выполнила программу. Потом состоялось еще 20 полетов, на заводе готовили двухместные учебные Фау-1 для 20 добровольцев и 60 военных летчиков, решивших пойти в немецкие камикадзе Но подразделение Скорцени не получило нужного для их обучения топлива, и от идеи «живых ракет» пришлось отказаться. Так что оставалось полагаться на обычные

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5 2002