Техника - молодёжи 2002-12, страница 43

Техника - молодёжи 2002-12, страница 43

Паркинсона, или, например, для выращивания инсулинпродуцирующих клеток для поджелудочной железы у диабетиков

Стоят и более общие задачи — например, замена всех зрелых стволовых клеток по мере их старения. «Причем, поскольку наш организм представляет собой самозаменяющуюся систему, надежно функционирующую в течение многих десятилетий, — полагает доктор, — я не вижу причин, по которым такая замена не может продолжаться бесконечно».

Хотя зрелые клетки, в том числе и стволовые, в конце концов стареют, особая группа человеческих клеток не стареет никогда Для этих клеток, составляющих мужскую сперму и женские яйцеклетки, биологическое время как бы стоит на месте. Каков бы ни был биологический возраст родителей, часы, тикающие в клетках новорожденного младенца, начинают отсчет с нуля. «Быть может, со временем мы научимся периодически переставлять назад стрелки биологических часов и у взрослых особей», — размышляет доктор Хозелтайн.

ЧЕТВЕРТЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП

развития восстановительной медицины заключается в широком использовании нанотехнологии. То есть в тело пациента будут периодически запускать микроскопические устройства, которые смогут проводить ревизию всего организма и вместе с его собственными биологическими системами обновлять его.

Люди уже ныне используют такие синтетические устройства и органы, начиная с искусственных протезов и кончая механическими сердцами, легкими и почками. Со временем такие устройства смогут быть настолько усовершенствованы, что станут лучше настоящих, полагает доктор.

Впрочем, некоторых людей смущает сама идея бессмертия, стирающая, как им кажется, границу между земными людьми и небожителями. Однако доктор Хазелтайн и его последователи полагают, что бессмертие — неотъемлемая часть всего живого. «Жизнь тем и отличается от неживой материи, что она бессмертна. Каждый из нас имеет в себе молекулы возрастом в 3,5 млрд лет, прошедших с зарождения жизни на нашей планете. А то, может быть, и старше, если учесть, что некоторые исследователи полагают, будто жизнь на клеточном уровне была занесена на нашу планету извне. И если бы эти молекулы были смертными, мы бы попросту не существовали. Но клетки продолжают жить, развиваться, делиться, а значит, здравствовать и поныне. Нам следует лишь научиться переходить от бессмертия отдельных клеток к бессмертию всего организма в целом. Это очень непростая задача. Но, кажется, ныне мы впервые начинаем понимать, как этого можно добиться», — говорит доктор Хазелтайн. ■

мы научились заменять стволовые клетки на новые, открылась бы дорога к вечной молодости.

«Мечту о вечной жизни, — говорит доктор Хазелтайн, — в принципе, можно осуществить с помощью омолаживающей медицины. Однако начинать надо с восстанавливающих, регенеративных процедур». Их ученый подразделяет на четыре этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ЗАКЛЮЧАЕТСЯ в использовании факторов самого организма для стимулирования терапевтических процессов. Так, при лечении пациентов диализом в настоящее время используется ритропоэтин — гормон, стимулирующий образование красных кровяных телец.

Ученые из возглавляемой Хазел-тайном корпорации недавно открыли «ростовой фактор-2» — вещество, способствующее заживлению ран. Ныне проводятся клинические испытания по его использованию для лечения венозных язв. Этот фактор является организатором восстановления тканей высокого уровня Он заставляет организм формировать три кожных слоя, регенерировать соединительные ткани и способствует прорастанию кровеносных сосудов в залечиваемые места.

Можно бы было предположить, что для этого понадобится несколько факторов, говорит доктор. Но организм, по-видимому, запрограммирован таким образом, что способен к самовосстановлению.

Изучение генома наверняка даст возможность обнаружить и другие

высокоорганизованные факторы, а также сигналы, контролирующие поведение стволовых клеток и способствующие развитию зрелых, дифференцированных клеток.

«То, что мы ныне делаем с небольшим количеством клеток, — говорит доктор, — завтра сможем осуществить со всем организмом, воздействуя на любую его клетку на любой стадии ее дифференциации...».

ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ восстановительной медицины, с точки зрения доктора, начнется тогда, когда мы научимся исправлять повреждения и травмы организма, находящиеся за пределами естественных возможностей заживления Для этого больному будут имплантировать искусственно выращенные органы из уже дифференцированных клеток.

Специалисты по биотехниологии уже научились таким образом выращивать трехмерные биологические структуры — например, мочевые пузыри и кровеносные сосуды. Они выращивают их вне организма на специальных матрицах. В более отдаленном будущем, полагает ученый, биологи научатся выращивать из зрелых стволовых клеток и еще более сложные органы — например, второе сердце или запасную пару почек.

Стволовые клетки будут брать у самого больного, так что отпадет проблема биологической несовместимости, приводящей к отторжению донорских органов.

ТРЕТЬИМ ЭТАПОМ СТАНЕТ использование эмбриональных стволовых клеток. Они являются наиболее универсальными, так что из них можно вырастить любую ткань, которая потребуется в каждом конкретном случае. Именно на этом этапе, по мнению доктора Ха-зелтайна, восстановительная медицина начинает переходить в омолаживающую.

Большинство цитологов, занимающихся стволовыми клетками, планируют использовать эмбриональные человеческие клетки для таких специфических целей, как замена мозговых клеток, потерянных при болезни

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12' 2 0 0 2

41