Техника - молодёжи 2003-03, страница 31

Техника - молодёжи 2003-03, страница 31

сети. На сетку штабелем укладывают мешки со взрывчаткой (тонна — 25 мешков). В середину штабеля взрывник вставляет один или два боевика: тротиловые шашки с детонирующим шнуром. Затем весь штабель упаковывают в сетку, края которой связывают обрывками фала и крепко обвязывают подложенными под сетку веревками. К образовавшемуся тюку привязываются одну или две (в зависимости от веса заряда) длинные веревки, которые закрепляют на вбитые в лед металлические якоря. Важно, чтобы длина детонирующего шнура была больше глубины погружения заряда.

Завершив эти процедуры, взрывник вынимает нож и начинает дырявить мешки. Если этого не сделать, тюк не потонет. Наконец 3 — 4 человека сталкивают тюк в воду. Несколько секунд он пускает пузыри, а затем с нарастающей скоростью начинает погружаться. Регулировать скорость погружения тонны ВВ руками — безнадежное дело. На стадии погружения заряда надо тоже соблюдать предельную осторожность, чтобы ногой не попасть в петлю растягивающегося фала и не оказаться утянутым под воду Чтобы избежать этой опасности, фалы наматывают на якоря восьмеркой, и тогда один человек может спокойно удержать тонну груза. После того как заряд опущен, вертолет улетает на положенное по технике безопасности расстояние, а взрывник подсоединяет детонирующий шнур к боевой магистрали и разматывает ее на необходимую длину. Во избежание накладок время взрывов каждого отря-

Отработка пункта взрыва.

да заранее обговаривается, с учетом программы включения и выключения регистраторов Сам взрыв — это кульминационный момент работы: все застывают с фото- и видеокамерами наготове, взрывник, глядя в сторону разводья, говорит: «Кто не спрятался, я не виноват» — и включает машинку. Через доли секунды ощущаем резкий удар по ступням, затем 1 — 2 более слабых (пульсации газового пузыря) — и вот султан воды и обломков льда вздымается над поверхностью океана.

Когда оба отряда произведут все положенные взрывы начинается сбор регистраторов Перед этим

осуществляется вспомогательный взрыв, чтобы уточнить глубины океана и получить более надежную информацию о строении верхних горизонтов разреза. Гравиразведчики производят свои замеры, используя время, пока собирают сейсмическую аппаратуру Весь процесс, как мы говорим, «отработки расстановки» производится на одном дыхании, с краткими перерывами на заправку вертолетов, и занимает 18 — 20 ч. Люди на профиле обеспечены сухим пайком, соками. После окончания работы — независимо от времени суток — обед на борту нашего «Федорова».

Когда мы начали вторую расстановку, погода стояла великолепная. Мы резво расставляли регистраторы. Хорошему настроению способствовала и улучшившаяся ледовая обстановка: лед стал более сплоченным, и проблем с выбором места посадки не было. Но беспокоила мысль такого везения долго быть не может, тем более что мы буквально наплевали Арктике в душу, потратив половину суток на работы, гидрологические и донные наблюдения, которые можно делать в любую погоду И вот на самом горизонте мы увидели узенькую серенькую полоску. Каждый, кто работал в Арктике, знает, что это такое. Полоска расширялась буквально на глазах, превращаясь в мощный фронт облаков, который вскоре уже занял полнеба На заправку, после расстановки регистраторов, мы прилетели уже в полном тумане. В любом другом случае полеты пришлось бы прекратить, но в данной ситуации об этом не могло быть и речи. Работу продолжили. Летчики были большие мастера, да и в сплошном тумане начали появляться просветы — он временами поднимался до 150 — 200 м — все это позволило нам успешно отработать и вторую расстановку. Если бы циклон пришел несколькими часами раньше, до начала полетов на второй расстановке, сроки выполнения работ сдвинулись бы как минимум на неделю.

На третьей расстановке набравшиеся опыта отряды работали очень слаженно и завершили ее за 15 ч. Из 18 т ВВ оставалось 4,8 т, до даты запланированного ухода из района работ — 8 дней, и было принято решение сделать дополнительную небольшую но более детальную расстановку — для лучшего расчленения верхней части разреза.

После трех больших расстановок сделать маленькую было сущим пустяком. Все настолько верили в свои силы, что расслабились и позволили прорваться на пункт взрыва одной бойкой девушке. Природа настоящих мужчин известна: при появлении женщины их сразу начинает тянуть на подвиги. Вот и в данном случае все стали командовать, демонстрировать силу и удаль, хватать

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 3 2 О С 3

29

вместо одного мешка два, тянуть резво провода и тд. и т.п. Штурман вертолета, который обычно редко вылезал из кабины, схватил пешню и начал сбивать уже сбитый козырек. И, конечно, не имея опыта (не говоря уж о докторской степени), тут же эту пешню утопил. Одним словом анархия была полная, но запас прочности у нашей команды оказался настолько велик, что все закончилось успешно. Четвертую расстановку отработали в ночь с 11 на 12 сентября за 7 ч Остатки взрывчатки, как и положено полностью уничтожили и с чувством честно выполненного долга отправились в обратный путь.

ВЫВОДЫ

Экспресс-обработка материалов началась сразу после первой расстановки и продолжалась всю обратную дорогу. К концу рейса был готов полевой отчет с сейсмическим разрезом земной коры по профилю наблюдений. В Питере работу продолжили.

Каковы же выводы?

В результате проведенных исследований впервые получен детальный разрез земной коры и верхней мантии подводного хребта Менделеева (и прилегающих к нему с запада и востока котловин Подводников и Менделеева соответственно). Мощность земной коры под хребтом Менделеева составила 30 — 32 км (включая 2 — 3 км водного слоя), что характерно для районов с континентальным типом земной коры Земная кора расчленяется на осадочный чехол мощностью до 3 — 4 км и консолидированную часть, в пределах которой выделены два основных слоя. Принципиальный вопрос о природе верхнего слоя консолидированной коры на основе только сейсмической информации в данном случае решить не удавалось, так как, в отличие от работ прошлых лет, профиль наблюдений не захватывал участки с явно континентальной корой. Поэтому были привлечены материалы донного опробования, проведенного в рейсе параллельно с сейсмическими работами. Анализ состава поднятых со дна образцов, степени их окатанности и переработанности, особенностей распределения по площади показал, во-первых, что они имеют местное происхождение, а не доставлены в регион в результате ледового разноса Во-вторых, стало ясно, что их возраст гораздо больше, чем у современных океанов, и что отлагались они в условиях спокойного платформенного режима, типичного для континентов.

Таким образом, комплексные геолого-геофизические исследования, проведенные в рейсе, убедительно показали, что земная кора района хребта Менделеева является корой континентального типа. Обнадеживающие результаты ■