Техника - молодёжи 2003-06, страница 29

Техника - молодёжи 2003-06, страница 29

рии и принимается решение ввести в оборот бумажные ассигнации достоинством в 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей.

...В феврале 1762 г. Петр III упразднил Тайную канцелярию и провел первую массовую политическую амнистию Из ссылки были возвращены Э -И. Бирон, Б.-Х. Ми-них, Ж.-А. Лесток, Н.Ф. Лопухина и другие деятели предшествующих царствований.

Интересно, что многое из введенного Петром было потом сохранено Екатериной II

Реформы Петра III коснулись в первую очередь гвардии и нескольких расквартированных в окрестностях Петербурга армейских полков. Император был не лучшего мнения о гвардейском корпусе, утверждая, что гвардейцы уподобились «янычарам».

Заключив мирный договор с Пруссией, Петр III создавал союз дружественных России государств, способных противостоять алчным интересам Англии, Австрии и Франции. При претворении в жизнь внешнеполитической системы Петра III союзниками России наравне с Пруссией и Речью Посполитой оказывались Курляндия, Швеция и ряд небольших германских государств. Следовательно, Россия, благодаря этому мирному договору стала бы играть ведущую роль в политике Западной Европы

На свою беду, Петр III не считал необходимым широко пропагандировать причины заключения мирного русско-прусского

договора и перспективы дальнейшего развития внешней политики. Известие о заключении мира было неоднозначно воспринято в обществе.

В результате, против Петра III из-за допущенных им ошибок к июню 1762 г. созрел заговор, который возглавила честолюбивая супруга императора Екатерина. Она опиралась на высшее духовенство, гвардию и часть сановников Народ, как водится, безмолвствовал. Чиновничья аристократия, присоединившаяся к заговору, была недовольна последовательной политикой императора в сфере упорядочения управления государством, направленной против злоупотреблений властью и взяточничества высших должностных лиц империи.

Заговорщики, среди которых были генерал-фельдмаршал К.Г Разумовский, обер-гофмейстер цесаревича Павла Н И. Панин, Н.В. Репнин, генерал-поручик князь Куракин, фельдмаршал князь М.Н. Волконский, адмирал И.Л. Талызин, гвардейские офицеры М.И Дашков, Н Е. Баскаков, Ф С. Барятинский, ФА. Хитрово, П.Б. Пассек, С.А. Бредихин, В.И. Бибиков, Н.И. Рослав-лев, М.Е. Ласунский и братья Орловы, рассчитывали арестовать государя в его дворцовых покоях или убить во время специально устроенного пожара.

Братья действовали с размахом. В их доме вино лилось рекой, а государь обвинялся во всех мыслимых и немыслимых

смертных грехах В итоге заговорщики смогли опереться в своих действиях на полки Преображенский, Измайловский и Семеновский, а также Конную гвардию. Лейб-кирасиры, астраханцы и ингерман-ландцы считались ненадежными и преданными Петру III.

Как известно, заговорщики хотели арестовать Петра III в его внутренних покоях в июле 1762 г., когда должна была отправиться в поход гвардия Однако планы надо было срочно менять из-за того, что император решил отпраздновать свои именины в Ораниенбауме.

Вялотекущее ожидание заговорщиков было нарушено арестом одного из них — капитана Преображенского полка Петра Пассека — верными Петру III офицерами.

В 6 часов утра 28 июня Алексей Орлов разбудил императрицу в Петергофе словами «Пора Вам вставать; все готово для того, чтобы Вас провозгласить». Императрица вышла из дворца в траурном черном платье с лентой ордена Св. Екатерины и села в карету.

Измайловский полк, самый молодой полк русской гвардии, присягнул на верность именно Екатерине II, самодержице всероссийской, а не цесаревичу Павлу Петровичу, по наущению Орловых. Это был их крупный успех. Окруженная измай-ловцами. она двинулась к казармам Семеновского полка, где картина повторилась

Народ и гвардия стекались к Казанскому собору чтобы принести присягу новой государыне.

На стороне Петра III были лейб-кираси-ры и два армейских полка — Ингерман-ландский и Астраханский. Последние две части квартировали на Васильевском острове. Опасаясь действий со стороны верных императору войск, мятежники выделили отряд пехоты с пушкой, чтобы отстаивать мост через Неву. Но все прошло очень гладко. Арестовав полковника и верных государю офицеров, астраханцы и ингерманландцы примкнули к Екатерине II С особым восторгом воспринял весть о мятеже конногвардейский полк, ненавидевший своего нового шефа — принца Георга-Людвига Голштинского дядю императора

Полки и придворные у Зимнего дворца принесли присягу на верность новой самодержице Екатерине II и ее наследнику цесаревичу Павлу Петровичу, который был специально привезен Н И. Паниным для участия в церемонии присяги.

Солдаты разбивали кабаки и винные погреба, нападали на иностранцев. В городе творилась вакханалия. Особенно досталось принцу Георгу-Людвигу Голштинско-му. При попытке оказать сопротивление он был жестоко избит, а его имущество разграблено.

В Ораниенбауме ничего не знали о перевороте. Утром государь присутствовал на разводе голштинских Цеймерна, Фер-стера и принца Августа полков, а затем, около часа дня Петр III со свитой и конвоем поехал в Петергоф к императрице

Унтер-офицер и рядовой голштинского лейб-кирасирского полка, 1760 г. Из книги «Историческое описание...".

27