Техника - молодёжи 2004-06, страница 26

Техника - молодёжи 2004-06, страница 26

СТАРАТЕЛИ

...За две тысячи лет до нашей эры в вавилонских и сирийских царствах нефть с поверхности рек и озер собирали с лодок, применяя для сбора тростниковые метелки, к которым нефть легко прилипала. А жрецам и лекарям было известно не только ее применение, но и техника переработки посредством «кипячения». Интересные описания о том, как добывали

и использовали нефть, можно найти у Плутарха, Витрувия, Страбона, Плиния. История русской нефти начинается позже.

«НЕФТЯНОЙ КЛЮЧ

НА УХТИ РЕЧКЕ »

Татьяна СОЛОВЬЕВА

История первого российского нефтепромысла

НЕБОЛЬШУЮ северную речку, берущую начало в отрогах Тиманского кряжа, и сливающуюся через полтораста верст с другим притоком Печоры — Ижмой, местные зыряне прозвали Буква (в современном звучании — Ухта) — «скверная, неприятная на вкус вода». Возможно, потому ухтинские берега и оставались необжитыми вплоть до начала XX в.

Но именно по этой причине Ухта получила мировую известность — неприятной на вкус ее вода была из-за выходящей на поверхность реки нефти, которая, как следует из документов Московской Берг-коллегии, датируемых 1724 г., «идет из земли вскрозь воду и пловет по воде непрестанно».

С этого нефтяного ключа в среднем течении Ухты и начинается история российской нефти.

Долгое время считалось, что первые сведения об ухтинской нефти — «горящей воде» — встречаются в Двинской рукописи XV в. Однако не так давно в исторических архивах обнаружились более ранние источники, свидетельствующие о том, что нефть на Ухте добывалась еще в VIII—XIII вв. печерянами или, как их еще называли, «чудью белоглазой», умевшими устраивать ямы-колодцы особым способом, т.е. так, чтобы они наполнялись чистой нефтью, отделенной от воды.

В конце XVII в. об ухтинской нефти сообщает голландский ученый и путешественник Николас Витсен. Привлеченный невероятными слухами, ходившими в Европе о существовании на севере Российской империи огромного, сурового и дикого края, он побывал в этих местах, а вернувшись, описал свое, рискованное по тем временам путешествие в книге «Северная и Восточная Татария». Она вышла в 1692 г. в Амстердаме.

«Речка Ухта, — писал Витсен, — является притоком реки Печоры. На этой речке в полутора милях

Такой же была река Ухта и 300 лет назад

Границы Пусто-зерского уезда Архангелогород -ской губернии в XVII-XVIII вв.

от Волока есть мелкое место, где выделяется маслянистое вещество, которое плавает на воде и представляет собой черную нефть; там же найден некий камень, который горит как свеча и испускает от себя черный дым».

«Некий камень» — битуминозные сланцы доманика — очень заинтересовали Петра Первого, и в 1697 г. он повелел доставить его образцы в столицу, для исследования и изучения вопроса о получении минеральных масел путем перегонки по опыту Шотландии.

Позже, в двадцатые годы XVIII столетия, столь же горячую поддержку нашли у царя-реформатора и первые попытки добыть на Ухте нефть, «понеже означенного минерала до сего в России во изыскании не было, и оной в заведении состоит первой».

По доношению мезенского рудоискателя Григория Черепанова, сообщавшего о найденном им на реке Ухте нефтяном ключе, и по указу Петра I, 5 мая 1721 г. был издан «приговор» Санкт-Петербургской Берг-коллегии: «... а невтяной ключ в Пустозерском уезде по Ухти речке велеть освидетельствовать и учинить из него пробу... а для ево ( Черепанова) нужды на прокормление и чтоб он, так же как и протчие, впредь к сысканию руд путче имели охоту, выдать ему из Берг-кол-легии денег шесть рублев».

Вместе с Черепановым на Север была отправлена специальная экспедиция, в которую вошли берг-совет-ник Алексей Зыбин, советник Берг-коллегии Юрий Нелединский-Мелец-кой и асессоры Михаил Аврамов и Герасим Мансуров. Им предписывалось исследовать находку, «учинить из него пробу и по пробе, ежели будет прямая нефть, то оную освидетельствовать и

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 2 0 0 4

24