Техника - молодёжи 2004-06, страница 57впечатления от мемуаров Робера-Уда-на, где тот подробно излагал секреты своих механических чудес, а отчасти... Все-таки предрасположение к технике существовало, похоже, в натуре Гудини всегда. «У меня фотографический взгляд на механические устройства, — писал он. — Стоит мне увидеть наручники, кандалы или какой-нибудь замок, как в моем воображении тотчас же возникает образ ключа, причем я вижу его так ясно и четко, будто смотрю на фотографию. Более того — эта мысленная фотография может удерживаться в моем мозгу две-три недели». Я говорил о том, что Гудини все усложнял и усложнял трюки. Это действительно так, и я не могу назвать имени другого иллюзиониста, чье техническое творчество было бы сравнимо по интенсивности с трюкосозидательным творчеством Гудини. Однако, чем ярче свет, тем чернее тени. Каждый новый трюк Гарри Гудини вызывал не только рукоплескания пуб- жания престижа не прибегали они к усиленному контролированию? Конечно, прибегали. Разумеется, контролировали. А Гудини — освобождался. Афиша выступлений Гарри Гудини в цирке Буша (Гэрмания) ПО ТУ СТОРОНУ ТРЮКА. В 1900 г., отплывая из Америки на гастроли в Европу, Гудини уже объявлял себя на афишах — «Король наручников». Конечно, это был эффективный титул, но, помимо парадности, за ним стояли легкие травмы рук, обязательные ссадины и почти неизбежные гематомы. Заковывающие люди старались... А Гудини все усложнял и усложнял трюки. Джон Бутс, известный американский иллюзионист, ныне ставший писателем, до сих пор исследует необычное творчество Гудини. «В его коллекции хранились сотни разных замков, которые он собирал и разбирал, — рассказывает Бутс. — Он являлся безусловным экспертом по замкам, и ему даже приходилось читать лекции в полицейских участках по устройству новейших запорных систем для наручников и кандалов. Каждый замок был изучен им досконально и становился, фактически, его личным другом». Похоже, что секретная механическая техника буквально притягивала к себе Гарри Гудини... А кем были его родители? Отец, Меир Самуэль Вайс, учился в нескольких университетах Германии, некоторое время занимался юридической практикой в Будапеште, а переехав в Америку, получил место раввина на Среднем Западе. Мать занималась воспитанием пятерых детей. Нет, вряд ли стремление к технике было у Гудини наследственным. Кстати, его имя Гарри Гудини — всего лишь сценический псевдоним. На самом деле его звали Эрих Вайс. Когда же юный Эрих попал на цирковое представление, то на следующий же день он попытался подражать артистам, и Рекламный постер трюка «Освобождение из молочного бидона» изменил свое имя. Поскольку его сверстники называли его Эри, он провозгласил себя в качестве Гарри. Что до фамилии, то в XIX в. блистал французский иллюзионист Жан-Эжен Робер-Удан (Robert-Houdini), бывший, кстати сказать, весьма незаурядным механиком — так, на французской промышленной выставке 1839 г. демонстрировались изготовленные им хрустальные часы, совершенно прозрачные, которые показывали точное время, а посетители никак не могли разглядеть механизма, перемещающего стрелки. Мемуары этого иллюзиониста попали в руки маленького Эриха, и тот, организовав собственное цирковое представление, взял себе фамилию знаменитого француза, переделав ее на цирковой лад — получилось «Гудини». Иными словами, стремление к технике возникло, отчасти, из детского лики, но и целый шлейф негатива. Примеров тому — множество. 27 января 1908 г. в Сент-Луисе, штат Миссури, Гудини удивил аудиторию трюком «Освобождение из молочного бидона». На сцену вынесли большую, в половину роста человека, металлическую флягу, из числа тех, в которых доставляют молоко. Однако на сей раз этот сосуд наполнялся не молоком, а ИШЕС ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 2 0 0 4 55
|