Техника - молодёжи 2006-01, страница 61

Техника - молодёжи 2006-01, страница 61

www.tm-magazin ru| 59

облик никак не согласовался с головой дарственных казначейских билетов нией. Художник был, очевидно, чело-под колесами паровоза. преследуется по закону» охвачена си- веком, в истории искусств искушен-

Б пи и . Dvrne версии. В частности ними змееви/ ыми «шлангами ко- ным: отыскал истоки темы военной

уверяли, что некии американскии художник якобы изобразил на них свой портрет: Однако зачем живому человеку самого себя помещать под колесами? Да и оригиналы бон, поговаривали, выполнил русский В Харбине якобы жил и творил без

памяти влюбленный в красавицу талантливый художник. В конечном итоге он добился ее руки, они обвенчались. А на следующий день его ненаглядная попала под поезд, который ее обезглавил Художник эту драму остро переживал, даже поговаривали, что он сошел с ума.

И вот когда в 1918 г. были начаты работы над созданием денежных знаков для располагавшегося в Харбине Русско-Азиатского банка, этот уже немолодой художник, фамилию которого установить так и не удалось, взялся за изготовление оригиналов оборотной стороны всех купюр. Выполнил он свою работу быстро и буквально виртуозно Оригиналы понравились руководителям банка и самому генералу Хорвату с его женой - художницей Камиллой Альбертовной (родственницей известного художника А. Бенуа). Никто из них не заметил в клубах пара под колесами голову женщины с открытым в крике ртом. Оригиналы отправили в США. По ним, не ведая о голове, отгравировали все купюры и выполнили заказ. Благодаря этому неведению, на знаках разных достоинств изображения жены несчастного художника весьма условны и отличаются друг от друга. Однако трагическое выражение лица невольно сохранилось везде Оригиналы рисунков, по-видимому, давно погибли. И только харбинские боны несут на себе не только замечательные изображения локомотива тех времен, но и не вполне раскрытую тайну художника, обездоленного этим самым локомотивом.

«ЕГИПЕТСКИЙ» РУБЛЬ

Люди старшего поколения помнят, должно быть, старый бумажный рубль величиной с ладонь, изъятый из обращения во время хрущевской реформы 1961 г. Пышностью и витиеватостью своего орнамента он словно олицетворял мощь первого в мире государства рабочих и крестьян. Грозное предупреждение «Подделка госу-

торые вверху, над надписью, дважды сплетаются в виде двойной спирали. Это сплетение внешне знакомо каждому, кто интересовался искусством Древнего Египта.

Один из древнейших памятников культуры в истории человечества — плита фараона Нармера. Ей примерно 5 тыс. лет. Еще не было великих пирамид, еще не строили ирригационных каналов в долине Нила, фараоны еще носили неведомые нам имена, а Древних Египтов было два — Верхний, или Южный, более воинственный и могущественный, и Нижний (Северный), размещенный в дельте Нила. На обеих сторонах плиты в технике плоского рельефа изображены сцены победы фараона Южного Египта над властителем Северного — объединителя страны.

В центре поля оборотной стороны размещена символическая сцена неясного содержания: два человека ве

ревками сдерживают головы двух фантастических животных, свивших шеи в двойную спираль. Существует несколько версий, пытающихся объяснить этот рельеф. По одной из них эти чудища символизировали равновеликих сцепившихся богов — покровителей Севера и Юга. Как бы то ни было, главная тема, объединяющая все рельефные сюжеты, — торжество победителей, покоривших грозного врага.

Советский рубль с орнаментальной цитатой из плиты Нармера был выпущен в обращение в 1947 г. Рисунок купюры наверняка обдумывали раньше, в 1946 или даже в 1945 г. — как раз после победы над гитлеровской Герма-

пооеды в запредельной историческои дали.

А может, решил тонко польстить победоносному генералиссимусу, сравнив его таким образом с фараоном Нармером. Ведь изображать самого себя на денежных знаках вождь народов не позволял — вот изобретательный художник и нашел изощренный способ прославить «объединителя земель» Восточной Европы.

Такая параллель между государством могущественных фараонов и страной победившего социализма могла и не быть одобрена всесильной цензурой. Поэтому аналогия ненавязчива, всего в одном декоративном элементе. В случае грозного окрика сверху можно было все списать на случайность. А то, в самом деле, что за намеки на рабовладельческую империю? Впрочем, если бы кто и придрался, всегда можно было указать на серп и молот на фоне восходящего солнца выше змееподобных «шлангов» Так что лояльность к строю оставалась вне сомнений. Вот каким непростым был послевоенный целковый.

САМАЯ НАСТОЯЩАЯ ДЕСЯТКА

Начальнику Колпинского РУВД Полковнику Дроздову Ю.С.

Справка № 4102 от 27 марта 1990 г.

Поступившие на исследование из Колпинского РУВД 10-рублевые денежные билеты в количестве 83 шт. /на сумму 830 рубл./ с разными обозначениями номеров в верхней и нижней части денежного билета /серии и номера перечислены на оборотной стороне данной справки/ при отношении № 45/2680 от 23.03.90 г. изготовлены производством фабрики Гознак, т.е. являются подлинными денежны

ми билетами 10 рублей. Изменения внешнего вида билета произошло в результате полиграфического брака на фабрике Гознака, где на лицевой стороне денежных 10-рублевых билетов нанесена различная нумерация в верхней и нижней части /различие в первых трех цифрах/. Приложение: 83 шт. по 10 рублей /на сумму 830 руб./

Начальник экспертно-криминалистического управления Л.Е. Быстрота Исследования проводил эксперт Г. А. Леонтьев зам. начальника управления В.Ю. Владимиров