Техника - молодёжи 2006-01, страница 63ОТЕЦ ПЕНИЦИЛЛИНА ОКАЗАЛСЯ ОТЧИМОМ! Существует легенда, согласно которой Александер Флеминг, английский бактериолог, в 1929 г. случайно открыл пенициллин. Якобы споры микроорганизмов попали через форточку в чашечки с бактериологическими культурами и замедлили их развитие. После этого осталось лишь воскликнуть: «Эврика!» История, конечно, красивая, но, как выясняется, не соответствующая действительности. На самом деле история этого открытия значительно сложнее. Во-первых, в народной практике плесневые грибки как антигнилостное средство использовались со времен Древней Греции. Во-вторых, другие ученые до Флеминга не раз откры вали пенициллин, но встречали, к сожалению, едкий скептицизм медиков. Никто не пожелал проверить действие этого препарата. Более того, даже заинтересовался плесенью Флеминг вовсе не самостоятельно. В декабре 1906 г. в парижском журнале «Ля пресс ме-дикал» вышла статья болгарского студента Стамена Григорова, обучавшегося в Женеве. В ней автор писал, что ему удалось использовать вытяжки из культуры пенициллиновых грибков при лечении ряда инфекционных заболеваний. Новое средство оказалось эффективным и против туберкуле ' tm-magazin.ru| 61 за. К этой статье проявили большой интерес химики, например немец Эрлих и англичанин Райт. Европейские же медики посчитали тогда пенициллин чепухой. Григорова пригласили стажироваться в Париж при условии, если он бросит все занятия с «бесполезной плесенью». Единственным медиком, который вступил тогда с Григоровым в деловую переписку, был Александер Флеминг. Иными словами англичанин на поверку вовсе не отец пенициллина, а его отчим, выпестовавший дитя, отцом которого был Григо-ров. Жанна ЯРОПОЛОВА, биохимик Читая классиков НЕ ДЗЕРЖИНСКИЙ, А СЕРАФИМОВИЧ! Меня всегда удивляло, как мог такой непоэтический человек, как Ф. Э. Дзержинский, дать такую поэтическую формулу: «У чекиста должна быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки». Но, оказывается, Феликс Эдмундович придумал эту фразу не сам, а почерпнул ее из письма - жалобы писателя А.С. Серафимови ча на Серго Орджоникидзе. В этом письме, отправленном с Кавказа М. И. Ульяновой 29 июля 1920 г., автор знаменитого «Железного потока» писал: «В этом кипучем котле, именуемом Кавказом, нужна железная рука, горячее сердце, холодная, как лед, голова и большой такт. У Орджоникидзе — железные руки, пылкое сердце и такая же буйная, не умеющая собрать концы голова и отсутствие такта...» По-видимому, эта жалоба обсуждалась в верхах, и Феликсу Эдмундовичу понравился придуманный Серафимовичем образ. Отбросив за ненадобностью «такт» и заменив «железные» руки «чистыми», Дзержинский и получил свою знаменитую формулу, так часто использовавшуюся потом в книгах и кинофильмах про чекистов. Иван ПРЯДИЛЬЩИКОВ, инженер Неизвестное об известном И ВПЕРЕДИ — ИНТЕЛЛИГЕНТЫ! Когда речь заходит о причинах гибели художественных ценностей в периоды великих социальных потрясений, многие историки готовы всю вину за истребление памятников культуры взвалить на «невежественную толпу», на «чернь», на народ. Справедливы ли такие обвинения? В годы Великой французской революции член Конвента Ганрио предлагал сжечь Национальную библиотеку. Член Фран цузской академии писатель Лагарт потребовал уничтожить королевские гербы на переплетах книг Национальной библиотеки. Когда ему заметили, что эта операция обойдется в 4 миллиона франков, он ответил: «Можно ли говорить о каких-то четырех миллионах, когда речь идет об истинно республиканском деле?». Жирондист Кондорсе, математик и философ, автор «Эскиза исторической картины прогресса человеческого разу| ял на унич1#*ёнии ценнейших архивов в Марсе, ле. Чли^ Конвента льон, считавший своя ученым, председательствовал при сожжении 652 ящиков с историческими документами. Член Конвента Фуи1е, будущий министр псАиции, будущий герцог (жрантский, пре, писал вЬвоем округе юге Франции разруиипь все коло£<щьни, асе зам ковые башнЭТ^даже голубятни: они «оскорбляли равенства», воз лринцип раве> вышаясь над другими зданиями... В 1853 г. на Парижском артиллерийском складе были обследованы 4000 зарядных картузов революционной поры. Из них 3000 были сделаны из важнейших исторических документов XIV - XVI вв. В истории Европы была эпоха, когда правящий класс получил редчайшую возможность показать всему миру, как надо относиться к культурному наследию. Это была Реставрация, период вторичного равлеишцйьфрзнции ди-юв в 1814 — Ю гг. Как жет^сяользо-|ся этот шанс? у |эр Франции ^одМон-1мбер, OTHjjPb rife сто-ник ревоявциРш писал 839 г.:^^КтавВ]ЦИЯ в каких-нииудк 15 Л'7Т ознаменовала себя ббльшим • * число*»" всевозможных разрушений, чем вся волй^^^и империя». Вос-п<^яьзуЬмся поучительной ^^Нрмацией графа, ви-^^Него все собственными плазамц^Дамечатель- ная Клервосская церковь, равная размерами собору Парижской Богоматери, уцелевшая во времена революции и империи, была разрушена в первый же год Реставрации. И все это для того лишь, чтобы расширить двор тюрьмы, в которую превратили древний монастырь. В Тулузе, как нарочно, выбирали наиболее интересные памятники, чтобы их или уничтожить, или дать им самое низменное назначение. Церковь Лранцискан-yeeXIV в., известную своими фресками и барельефами, разграбили и пре-вра'или в хранилище фу-пажа В Доминиканской церкви, вос|£ой в старинных описаЖях Тулузы, i устроили конк^- ■* * А нам, русским, это, чего не ««поминает? j анализируйте и вы Tec^frfro разорение* кул иных памятников си ные периоды на^рй \лг, рии занимались в новном pycryfHP HHT<j генты. _ Герман MtjmOB, i
|