Техника - молодёжи 1987-04, страница 64

Техника - молодёжи 1987-04, страница 64

Однажды...

Удача из цепи неудач

Однажды репортеры расспрашивали английского микробиолога Алекс андера Флеминга (1881—1955) о том, как он открыл пенициллин.

— В жизни мне всегда не везло,— тяжело вздохнув, начал ученый.— В детстве я много болел и мечтал стать врачом, но у моих родителей — бедных фермеров — не было денег, чтобы осуществить мою мечту. Потом они и вовсе разорились, и мы переехали в Лондон...

— И там ваша мечта осуществилась: вы поступили в университет?

— Да, но меня приняли только потому, что я был хорошим пловцом. Из-за постоянных соревнований времени на учебу почти не оставалось, и самое большее, что сулило мне будущее,— это скромная должность в каком-нибудь провинциальном городке.

— И тут ваши таланты были оценены?

— Да, но профессор Уайт пригласил меня в свою лабораторию только потому, что ему нужен был физически сильный помощник. Профессору понравился не мой талант, а мой рост.

— Ив его лаборатории вам удалось сделать выдающееся открытие?

— Да, но помогла очередная неудача. Когда я делал опыты,

подул сильныи ветер, распахнулась форточка, и сквозняком в мои пробирки занесло споры плесневого гриба. Естественно, эксперимент был испорчен, и мне грозили крупные неприятности. С отчаяния я решил повнимательнее присмотреться к непрошеным «гостям» и открыл пенициллин...

— И вот тут-то вам, наконец, повезло.

— Да, но сначала коллеги окрестили пенициллин «сомнительным снадобьем», а меня — «средневековым алхимиком». Лишь во время второй мировой войны в полной мере выявились прекрасные лечебные качества нового препарата...

— И к вам пришла заслуженная слава?

— Да, но когда? Пенициллин был открыт мною в 1929 году, и к окончанию войны все уже забыли, кто это сделал. Так что меня с трудом разыскали, чтобы вручить Нобелевскую премию...

Узелок на память

Над морем молнии сверкали...

В июле 1681 года в английский корабль «Куин» ударила молния, почти полностью уничтожившая мачты, оснастку и парусное вооружение. Ночью обнаружилась еще одна неприятность: сравнив показания трех судовых компасов с положением звезд, моряки установили, что два вместо севера указывают на юг, а последний на запад. В январе 1786 года фрегат «Гизба» недалеко от Англии попал в сильную грозу. От удара молнии в грот-мачту загорелись паруса и оснастка, была также повреждена и фок-мачта. Корабль потерял все парусное вооружение. В 1813 году молния ударила во фрегат «Клоринда», и его грот-мачта разлетелась на куски... -»

В 1829 году англичанин В. Гар-рис составил сводку данных о поражении судов молниями с 1799 по 1815 год. За этот период молния причинила урон 150 кораблям британского флота. В общей сложности было уничтожено около сотни мачт. Каждый восьмой из ударов молнии завершился пожаром оснастки и парусов. В десяти случаях корабли были полностью выведены из строя и покинули свои позиции в самые критические моменты континентальной блокады, объявленной Англией Франции.

Учитывая эту печальную статистику, Гаррис предложил устанавливать на кораблях громоотводы — медные полосы, которые должны были крепиться к мачтам и соединяться с частями корпуса, находившимися ниже ватерлинии. Лорды адмиралтейства обдумывали его идею целых пять лет, на протяжении которых молния нанесла ущерб еще 47 английским кораблям. Лишь после этого началась установка

громоотводов, что не замедлило сказаться на безопасности судов. Скажем, в январе 1850 года молния ударила в фок-мачту английского корабля «Гангес». Ослепляющий пучок света распростра-, нился до половины ее высоты. Однако корабль не пострадал. Ёго защитили врезанные в рангоут громоотводы...

Могут ли молнии нанести ущерб современным морским судам? Обычно утверждают, что нет. Но автор книги «Статическая электризация», американский профессор Л. Леб, замечает, что с этой точки зрения они, а в. особенности танкеры, только «относительно безопасны».

Регистр Ллойда не дает сведений о поражении судов молниями. Однако, к примеру, в статье «Грозовые разряды над бассейнами с пресной водой и громоза-щита судов внутреннего плавания» (авторы А. В. Попов, Н. Н. Соловьев), помещенной в 34-м выпуске «Трудов Горьков-ского политехнического института», говорится, что с 1915 по 1958 год было зарегистрировано 10 попаданий молний в речные суда. Так что есть основания считать: хотя с развитием стального судостроения опасность поражения плавсредств «небесным разрядом» уменьшилась, однако необходимость в молниеза-щитном устройстве не отпала.

Йошкар-Ола

И. ОСТАПЧУК

Кто есть кто

Пионер советского тракторостроения

На фронтоне Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства укреплена мемориальная доска. На ней указано, что здесь с 1938 по 1955 год работал пионер советского тракторостроения Мамин Яков Васильевич.

Он родился в Балакове, в крестьянской семье. Окончив приходскую школу, поступил на работу к кустарю-лудильщику. Вскоре счастливая случайность сблизила его с известным в По

волжье изобретателем «вагона с бесконечными рельсами» — первого гусеничного трактора — Ф. А. Блиновым.

Первым изобретением Мамина был двухлемешный плуг. В конце прошлого века он открывает в Балакове свою мастерскую. Здесь были изготовлены колесные тракторы «Карлик», «Русский трактор», «Гном».

В 1910 году «Русский трактор» экспонировался на Международной выставке в Лондоне... В марте 1918 года Мамин был вызван в Москву в Наркомзем. В Кремле его принял В. И. Ленин. После этой беседы Советское правительство отпустило 100 тыс. рублей в золотой валюте и поручило Мамину закупить за границей станочное оборудование для строящегося тракторного завода.

С этим поручением он едет в Германию и Швецию.

Вскоре на Волге в городе Марксштадт (ныне Маркс) вступил в строй тракторный завод «Возрождение». В октябре 1924 года в «Известиях» была опубликована статья «Успехи русского тракториста». В ней сообщалось, что на опытном поле Тимирязевской сельхозакадемии успешно прошел испытание трактор «Карлик». Интересно, что на всесоюзных испытаниях 1928 года, проходивших в Ростовской области, трактор Мамина получил 30 баллов, а американский «Фордзон» только 27.

В 1937 году Мамин переехал в Челябинск, где стал работать в институте механизации и электрификации сельского хозяйства. Здесь он продолжает

усовершенствование двухтактного газового двигателя, создает работомер. Он автор около 30 изобретений. Когда в 1948 году в институте отмечали его 75-летие, юбиляр в конце своего выступления сказал: «Более 50 лет назад мой учитель Федор Абрамович Блинов говорил мне: «Тебе, Яков, суждено, увидеть, какие большие дела будут выполняться тракторами». Я рад, что дожил до этого времени, что самому довелось внести некоторый вклад в развитие тракторного дела в нашей стране».

В 1955 году выдающийся творец техники скончался. Одна из улиц Челябинска носит его имя.

Е. БИБИКОВ, кандидат технических наук Челябинск