Техника - молодёжи 2006-03, страница 57РЕМЁСЛА www.tm-magazin.ru 55 Одержав победы над булгарами, поддерживая шаткий мир с половецкими ханствами, Залесская Русь контролирует восточно-европейскую ветвь Великого шелкового пути, проходящую по Дону и Волге. В «Слове о полку Игореве» великий князь киевский Святослав так обращается к владимирскому великому князю Всеволоду: «Ты бо можеши Волгу вес-лы раскропити, а Донъ шеломы вылья-ти!»22. И это не просто фигура поэтической речи, но характеристика мощи восточнорусского флота. Обширны контакты владимирских князей с западноевропейскими государями. По сведениям В.Н. Татищева, Андрею Боголюбскому присылает своих зодчих император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса. Всеволод, грек по матери, проведший детство в Константинополе, поддерживает особо тесные отношения с Византией и ее кавказскими союзниками. Новгород приглашает на княжение представителей владимиро-суздаль-ской династии, и через это северное «окно в Европу» Владимир имеет устойчивые связи с балтийскими и скандинавскими государствами. Европейская знать того времени — рыцарство поры его расцвета. Вооружением и выучкой русские витязи не уступают германским и византийским, но внешними знаками отличия не блещут. Перед русскими владетелями встает задача обзавестись выразительными атрибутами державного достоинства. В 1158 — 1160 гг. по заказу и на средства Андрея Боголюбского в его новой столице Владимире возводится грандиозный Успенский собор. В создании белокаменного храма, наряду с местными зодчими, участвуют мастера из Киева, других днепровских городов, из Галича, Греции и Германии. На фасадах Успенского собора, впервые в практике русского храмового строительства, появляются резные маски и композиции. Один из таких рельефов — «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет, прославляющий неземное величие властителя, почерпнут из позднеэллинистического романа «Александрия». Широко распространенный в странах Запада и Востока, на русской почве он еще не прижился. Его появление именно во Владимире видится закономерным: здесь утверждается новый центр Северо-Восточной Руси, и великому князю Андрею Юрьевичу, который желал, по словам современника, «самовластец быти», требуется надлежащая символика. Образ возносящегося над миром царя — знак сакрапьности государственной власти. Обратился к этому сюжету и преемник Андрея Боголюбского — Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (в крещении Дмитрий). В 1194 — 1197 гг неподалеку от Успенского собора, в резиденции ве- 22 Слово о полку Игореве, Игоря, сына Свято-славля, внука Ольгова // Слово о полку Игореве. М., 1986. С. 33. ликого князя, построен дворцовый храм, посвященный его покровителю св. Дмитрию Солунскому. В восточной закомаре южного фасада Дмитриевского собора помещен рельеф, иллюстрирующий все ту же легенду. Александр Великий изображен в корзине, которую поднимают вверх два грифона, тянущиеся за приманкой — львятами в руках героя. И вот что знамена- Св. Георгий. Рельеф Георгиевского собора. На щите св. Георгия — герб владимирских князей. Фото автора Резные львы на стенах Георгиевского собора. Фото автора тельно. На другой стороне собора, в восточной закомаре северного его фасада, то есть прямо напротив описанной скульптурной композиции, запечатлен в камне сам Всеволод Юрьевич — на троне, с новорожденным сыном Дмитрием на коленях, в окружении поклоняющихся князю других его сыновей. Обходя храм, прихожане попеременно видели эти изображения, узнавали персонажей, повторяли их имена в одном раду. Но русские князья — не только владетели земель, основатели городов, заказчики храмов. Это и дипломаты, военачальники, рыцари. Обозначающая их достоинство символика должна сопутствовать им повсюду, красуясь на их щитах и знаменах. Лично знакомые со знатнейшими рыцарями Европы, русские витязи понимают: гербы не сочиняются на пустом месте. Каждая деталь, каждый знак должны быть обоснованы. Герб нельзя похитить, но можно завоевать, заслужить, унаследовать. А теперь вспомним, как России достался ее двуглавый орел. Московский великий князь Иван III приобрел право на этот символ, женившись на племяннице византийского императора — Софье Палеолог. Если мы уверены, что геральдической эмблемой владимирских князей стал барс (а сомневаться в том нет оснований), и если мы полагаем, что эта эмблема была ими не присвоена, а получена в порядке правопреемства от союзной, единоверной державы, то нам остается поискать в числе православных государств XII в. такие, в чьей символике достоверно или с большой долей вероятности присутствовала фигура барса и чье положение союзника Руси подтверждают источники. Единственным кандидатом на эту роль представляется православная Алания — союз кавказских народов, объединенных ираноязычными аланами. Версия такова: взрывное распространение «звериного стиля» в белокаменном строительстве Владимиро-Суздальской Руси и появление барса в символике ее государей в немалой степени объясняется тем, что во второй половине XII в. были установлены тесные, близкородственные связи между владимирскими великими князьями и владетелями Алании, прямой наследницы скифо-сарматского мира. ПЕРВАЯ ЖЕНА ВСЕВОЛОДА БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО — «ясыня» Мария. Прозвище «ясыня» указывает на то, что Мария происходила из рода ясов, как называли на Руси алан. По другой версии, Мария была дочерью Швар-на, князя Чешского23. Имя Шварн (также в форме Шварно) встречалось у русских (особенно известен Шварн Данилович, младший сын Даниила Романовича Галицкого, княживший во второй половине XIII в. в Литве), но чешская история не знает князя с таким именем. Более убедительно предположение ряда исследователей, что отцом Марии был некий ясский князь Сварн («с» и «ш» в индоевропейских языках чередуются: ср. свейский — шведский, Schwein (нем.) — свинья, шкло (бел.) — стекло и т.п. Кстати, «Хронка литовська й жмойт-ська» называет Шварна Даниловича 23 См.: Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т II - III. М., 1991. С. 535. |