Техника - молодёжи 2006-03, страница 56

Техника - молодёжи 2006-03, страница 56

54 2006 №03 ТМ

ЗАГАДКИ ИСТОРИИ

ных ее сюжетов сейчас нас интересует один. На фасаде северного притвора храма, прямо над входом, изображен св. Георгий. Он пеш, в доспехах и патрицианском плаще, с копьем в деснице. Левой рукою римский воин-праведник опирается на миндалевидный щит, нехарактерный для Рима своего времени — III столетия, но традиционный для средневековой Руси. На щите, в окружении растительного орнамента, вырезана фигура, весьма напоминающая барса.

Специалисты по русской геральдике считают эту деталь рельефа первым известным на Руси изображением княжеского герба16. Однако многие полагают, что на щите Георгия Победоносца — фигура льва. Ведь на гербе самого города Владимира, приведенном в «Титулярнике» царя Алексея Михайловича 1672 г., изображен явно не леопард — узкомордая и короткошерстная кошка, но именно лев, крупноголовый и гривастый. Могли княжеский барс обернуться городским львом? Или никакой метаморфозы не было, и на щите св. Георгия древние камнерезы поместили именно льва? Просто изваяли царя зверей так, как было принято в средние века изображать его в профиль, — узкомордым и без гривы? Но вот незадача. Рельефы Георгиевского собора населены всевозможными львами. В том числе — высеченными в профиль. И все они крупноголовые, с явно выраженными гривами. Почему же «лютый зверь» на щите — изображен иначе?

Логика специалистов по гербам понятна. Для геральдической фигуры внешнее сходство с прототипом — не главное. Есть ряд условностей, которые должны быть соблюдены. Классик отечественной геральдики А. Б. Лакиер пишет: «Обыкновенная геральдическая поза льва есть в профиль, так что видны одно его ухо и один глаз. Он представляется стоящим на задних лапах, а передними бросающимся вправо; окровавленный язык выходит из пасти, хвост же его поднят кверху и концом упадает на спину...»17. Иначе изображается леопард: он «отличается отльватем, что видна вся его голова с двумя глазами, что он представляется идущим, т.е. стоит на трех ногах, а четвертую заносит вперед, и что хвост его падает не на спину, а, напротив, поднят кверху и откинут»18.

16 См., например: Силкин А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2003. С. 56-60. 17Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990. С.39.

По некоторым формальным признакам фигура на щите св. Георгия действительно напоминает классического геральдического льва. Но не по всем. Животное на щите не стоит на задних лапах: наклоните мысленно щит чуть влево, и вы увидите, что зверь идет (как бы взбирается по склону), а это уже признак леопарда. Геральдика учитывает подобные варианты: «...лев, имеющий одну из исчисленных примет, леопарду принадлежащих, называется леопардопо-добным львом... и, наоборот, леопард, заимствовавший какие-нибудь приметы от льва, именуется львупо-добным леопардом...»19.

Русская наука о гербах — воспитанница западноевропейской геральдики. Но, во-первых, ее правила утвердились в России лишь в начале XVIII в., при Петре I, а Георгиевский

собор построен пятью столетиями раньше; во-вторых, гербоведение — не монополия Запада.

Заглянем в справочник: «БАРС... Второй после льва. В геральдике соответствует леопарду западноевропейской эмблематической шкалы, употребляется в геральдике стран Ближнего и Среднего Востока, а также Балкан как аналог леопарда... В то время как в западноевропейской геральдике термин "леопард" лишь производное от льва (лев в ином положении, повороте, "ликом" анфас,

18 Там же.

19 Там же.

при котором изображение льва бла-зонируется20 как "леопард"), в восточной и восточноевропейской, а особенно в ближневосточной эмблематике, то есть практически на всем автокефальном Востоке... барс составляет особый, отдельный символический и эмблематический образ, который соответствует великокняжескому (княжескому, герцогскому) рангу владетельного монарха»21.

Московский мастер, золотописец Посольского приказа, рисовавший для «Титулярника» 1672 г. герб города Владимира, врядли опирался в поисках изобразительного решения на храмовую резьбу. Скорее всего, художник взял за основу либо предшествовавший герб, нам неизвестный, либо, за неимением такового, изображение четвероногого животного на владимирских печатях и московских деньгах. Эта фигура трактуется на Западе как «леопардовый лев», а на Восто-ке — как барс. Автор владимирского герба, благодаря месту службы знакомый с эмблематикой Запада, усмотрел в русском «лютом звере» льва. И нарисовал его почти в классическом виде — стоящим на задних лапах, с пышной гривой и в короне. Почему «почти»? Потому что лев на миниатюре «Титулярника» повернут не в ту сторону — влево (для зрителя — вправо). Уже в наше время владимирский лев стал как полагается и при этом обернулся анфас, так что теперь на языке сегодняшних герольдмейстеров именуется «львиным леопардом».

Подведем итог. На Руси геральдическим фигурам льва и барса предшествовал «лютый зверь», прижившийся на ее щитах и печатях гораздо раньше, нежели западные эмблемы. А прообразом геральдического «лютого зверя» явился реальный барс. В этом убеждают и внешнее сходство наиболее удачных «портретов» с прототипом, и тесное соседство Русской земли с местами обитания пе-реднеазиатского леопарда.

ЧЕМ ЖЕ ПРИВЛЕК МОНОМАШИ-ЧЕЙ БАРС? Ведь не тем, что напал на их знаменитого предка!

Вторая половина XII в. — время русского возрождения. Внуки Владимира Мономаха пытаются вернуть былое величие Руси. Но центром собирания русских земель становится уже не Киев, а Владимир на Клязьме, притоке Оки.

20 Блазонировать - описывать герб согласно правилам геральдики.

21 Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики (http://simvolika-ru. narod. ru/Slovar/Slovar_B. htm).

Георгиевский собор в городе Юрьеве-Польском. Фото автора