Техника - молодёжи 2006-06, страница 24

Техника - молодёжи 2006-06, страница 24

22 2006 №06 ТМ

КНИЖНАЯ ОРБИТА

остались. Автор был изумлен не менее, чем все. Что же оказалось? Произошла очередная поломка в схеме — оторвался проводник, соединенный с базой транзистора. Транзистор, включенный в цепь сигнала, как бы повис в воздухе! Ни в каких учебниках, ни в каких руководствах про такое включение и речи не было. Да и быть не могло! Кому такая мысль в голову придет — ведь основное назначение транзистора управлять его режимом, изменяя уровень сигнала на базе. Так и прозвали получившееся у нашего новатора включение: «транзистор с оторванной базой». Или уж совсем жаргонно: «хромой транзистор».

Расчету результат понравился, и все первоначальные попытки автора восстановить исходную авторскую схему понимания не встретили, улучшать результат ему не дали. А что же делать дальше? Вводить непаспортный режим использования радиоэлементов немыслимо, никто не разрешит. Параметры в этом режиме никто гарантировать не может. Что там в транзисторе в таком режиме происходит? Неведомо! Посыпались самые экстравагантные толкования: новый физический эффект, открытие! Как уже говорилось, никто из серьезных ученых и вникать не захотел, не до глупостей, мало ли самодеятельных изобретателей. А схема-то работала. Да еще и командирам продемонстрировали, они одобрили инициативу. Тогда штаб ПВО, не мудрствуя лукаво, послал команду, чтобы убедить разработчиков внедрять «хромой транзистор» в серийные РЛС.

Саша с Георгием привезли команду на заводской полигон, где очередной комплекс проходил очередные контрольные испытания. Подключили в тракт сигнала «хромой транзистор» и сами увидели — работает-таки! Что там внутри транзистора происходит — непонятно, туда не влезешь, но работает, зараза! А военная команда акт подсовывает, дескать, давайте запротоколируем результат. Пошли Саша с

Георгием погулять по полигону. Саша и говорит: «Слушай, ведь что такое транзистор — это два пэ-эн-перехода, соединенных навстречу, у пэ-эн-пэ транзистора к базовому эн-слою как раз и подходит базовый проводник. А раз он оторвался, то получились два диода, включенных последовательно. Один в прямом направлении, другой в обратном. В обратном включении диод работает, как емкость». — «Да ведь это просто детектор, нагруженный на интегратор!» Такая схема относится к классическим, называется она «пиковый детектор» и широко применяется в радиоизмерительных приборах. Только там ее задача другая — запомнить уровень сигнала и сохранить его надолго, на время измерения. А здесь время запоминания оказалось не столь большим, чтоб один большой сигнал все последующие запер, но достаточным, чтобы первые остатки от помех помогли подавить последующие. Удачным оказалось то, что степень подавления именно при параметрах этого транзистора именно в этом нештатном режиме совпали с естественным снижением уровня помех при удалении их от РЛС. У-ф-ф-ф! Прости, читатель, за техницизмы! Специалист улыбнется нашему популизму, а неспециалист, наверное, уже досадует на нас. Но что поделать — такова специфика избранного жанра.

Дальше все было просто, как абрикос. Раз «хромой транзистор» — это диод и емкость, то без труда нашли подходящий диод, нагрузили на емкость, подключили. И вот он, замечательный эффект! Новатора успокоили тем, что нет претензий на авторство его предложения, он даже с некоторым облегчением принял объяснение своего открытия. Написали протокол, с выводом, что в модифицированном варианте схему целесообразно внедрять и в серийные, и в действующие в войсках радиолокационные комплексы. Протокол подписали и понесли на утверждение главному инженеру завода. Никогда, ни до, ни после того не видел Георгий его таким... нет, не разгневанным. Взбешенным! «Я же не могу теперь не подписать ваш протокол!» — прорычал он. Да-а-а... «Век живи — векучись!» — подумал Георгий. Нельзя решать за начальство — этот вывод он запомнил надолго. Но сколько еще раз он наступал потом на эти грабли!

Именно эту схему Георгий привез в Леово. Как нельзя более вовремя! Да, автокомпенсаторы подавляли отражения от местных предметов, но таково уж было их свойство — оставлять переднюю кромку от точечных и разрывных помех. Регулировать сигнал вручную хорошо только на испытаниях, когда точно известно, где и когда надо искать цель. В реальных условиях кто же тебе об этом скажет?! А если ты поджал остатки в ближней зоне, то задавишь слабые дальние цели. Пото-му-то и искали разработчики различные автоматически срабатывающие схемы, и поиск этот едва ли когда-ни

будь закончится.

Быстро сделали доработку комплекса по бюллетеню (так называется документ на доработку уже принятого заказчиком изделия). Результат понравился. А основная интрига в это время разворачивалась в Москве. «Это был наш последний и решительный бой!» Решался все тот же вопрос: принимать ли радиолокационный комплекс «Курган» на вооружение Советской Армии? Или только на снабжение? Или вообще воздержаться? Как мы уже объясняли, появление этого незаконнорожденного дитяти заметно путало планы и министерства, и головных предприятий, и заказчиков. Место комплекса уже давно было предназначено другим изделиям, безусловно, обладавшим многими достоинствами, особенно перед предыдущими модификациями «Алатау». Многие из недостатков «Алатау» новый комплекс преодолел, планка сравнения как бы приподнялась. Но, пожалуй, главным полем битвы была цена. Уж очень крупные коллективы разрабатывали новую технику, не то что небольшое заводское ОКБ! А ведь каждый разработчик, как в большом, так и в малом коллективе, должен что-то разработать и внедрить, иначе зачем он будет нужен? То есть достаточно умножить среднюю зарплату работника на их количество и на срок разработки — и вы получите стоимость разработки, стоимость опытного образца и стоимость серийного изделия. Страна у нас очень большая, локаторов надо очень много. Тысячи. Поэтому и пытался наш завод сохранить в серии наш комплекс, поэтому и рисковал директор завода, запустив серию до принятия окончательного решения о судьбе комплекса.

Рекламация из Леово лила воду на мельницу противников комплекса. Директор завода был настроен решительно. «Что, наклали в лампасы?» — гневно бросил он военным. Но их не вдруг проймешь. Лампасы вещь не лишняя, и путь к ним не быстрый... Постановили провести еще одни испытания, уже на реальной позиции в Леово, далеко не самой простой позиции из возможных. Предыдущие локаторы там практически не видели целей, летящих на малой высоте. Облет на высоте сто метров проводил лично командир авиационного полка из соседнего военного аэродрома в Арцизе. Непросто летать на предельно малой высоте над покрытыми виноградниками холмами! От первой отметки, точно на теоретически предельной дальности, до разворота над позицией и до выхода из зоны — беспровальная проводка. Два пропуска на развороте. Другие РЛС батальона цель практически не видели. Доклад в Москву ушел немедленно. Радиолокационный комплекс «Курган» был принят на вооружение Советской Армии. ОН

Рисунок Виктора Дунько