Техника - молодёжи 2006-08, страница 30

Техника - молодёжи 2006-08, страница 30

\

По мере исчерпания рыбных запасов Мирового океана, обостряется и конкуренция промысловых флотов разных государств. По данным ООН ныне более 100 стран втянуты в конфликты за право добычи этого продукта. В течение последних десятилетий подобные инциденты возникали с завидным постоянством. Последними примерами такого рода стала попытка норвежцев арестовать российский траулер «Электрон», и действия итальянцев, перерезавших сети греческих рыбаков в Средиземном море. Боевые корабли Китая и Вьетнама не раз обменивались выстрелами в Юж-но-Китайском море, прикрывая своих рыбаков, бирманский сторожевик потопил таиландский сейнер... Рыбные войны периодически возникали между Европейским союзом и Марокко, Тайванем и Аргентиной, Россией и Японией. Список нетрудно продолжить...

Ситуация осложняется, когда в ней замешаны суда, принадлежащие государству, находящемуся вдали от зоны лова. А ведь на долю России,Японии, Испании, Польши, Южной Кореи и Тайваня приходится до 90% добычи рыбы в отдалённых акваториях. Наиболее страдают от «пришельцев» Аргентина, Австралия, Канада, Чили, Исландия и Новая Зеландия.

«РЫБНЫЕ

«Тресковые войны». Британские траулеры издавна промышляли вблизи Исландии, а Дания, частью которой она была до 1944 г., пыталась выдавить их оттуда. Всё началось в 1893 г., когда правительство Дании объявило, что иностранные рыбаки не имеют права вести лов в пределах 13 миль (24 км) от побережья Исландии и Фарерских островов. Это было сделано, чтобы остановить британцев, но те продолжали заниматься своим делом. Датские военные корабли арестовывали нарушителей и предавали их суду, траулеры и уловы продавали с молотка. В 1899 г кризис достиг пика — датчане остановили английский траулер «Каспиан». Его капитан согласился перейти на борт датского сторожевика, но передал командование помощнику и велел ему уходить. Пытаясь остановить задержанного, датчане открыли по нему огонь и нанесли повреждения. Датский суд приговорил капитана «Каспиан» к 30 суткам заключения. После возвращения «Каспиан» британская печать начала компанию в защиту рыбаков, призывая Королевский флот поставить на место распоясавшихся датчан. Проблема разрешилась сама собой с началом Первой мировой войны.

«Вторая тресковая война» произошла в 1958 г, когда Исландия расширила зону своей юрисдикции над морем с 4 до 12 миль от побережья. Англия не смогла предотвратить последствия этого акта и в 1961 г. заключила с Исландией договор, признав его законность. Аналогичное соглашение Исландия заключила и с ФРГ.

В 1972 г разразилась «третья тресковая война» — неожиданно Исландия увеличила эту зону до 50 миль

Сторожевой корабль типа «Бирд» (1974 — 1977 гг., Англия): водоизмещение — 216 — 218 т, скорость — 21 узел, вооружение: 40-мм пушка, два пулемёта калибром 7,62 мм, мощность силовой установки — 4200 л.с., дальность плавания — 2000 миль, длина — 36,6 м, ширина — 7,2 м, осадка — 2 м, экипаж — 21 моряк и 10 морских пехотинцев. Используется и для охраны территориальных вод

(80 км). Англия и ФРГ обратились с протестами в Международный суд, который признал, что прибрежные государства не имеют права устанавливать морские границы, исходя лишь из собственного законодательства. Впрочем, англичан вынудили соблюдать определённые квоты вылова, что было установлено договором.

Сразу по истечении срока его действия началась «четвёртая тресковая

война», длившаяся с 1975 по 1976 г. Тогда два союзника по НАТО оказались на грани настоящей войны. Это произошло после того, как Исландия объявила зоной своей юрисдикции пространство, простирающееся от её берегов на 200 миль (220 км), а суда её береговой охраны принялись перерезать сети британских траулеров. После ряда других подобных столкновений Исландия пригрозила закрыть важную военную базу НАТО, расположенную в её городе Кефлавик. Англии пришлось удерживать своих промысловиков вне объявленной зоны и сократить уловы. В результате около 1,5 тыс. её рыбаков и 7,5 тыс. работников рыбообрабатывающих предприятий остались без работы. Вот так бывшая «владычица морей» проиграла все «тресковые войны».

«Тунцовые войны». Всё началось после того, как Япония заявила, что собирается добывать тунца исключительно в научных целях у западного побережья Австралии. Однако, по утверждению специалистов Австралии и Новой Зеландии, размеры уловов весьма далеки от «научных» и обе страны стараются остановить японцев, в том числе применяя силу. Другая война за тунца развернулась в Бискайском заливе. Испанцы норовят ловить его во французских водах, а французы в испанских. Иногда на помощь рыбакам являются боевые корабли.

«Крабовые войны». В 30-е гг С. Ди-ковский опубликовал повесть «Приключения катера «Смелый» о морских пограничниках, не дававших краболовам Страны восходящего солнца промышлять в советских водах. Кстати, проблема не решена до сих пор и, прежде чем начинать переговоры о Курилах, на которых настаивают японцы, нашим представителям следовало бы потребовать — прекратите воровать наших крабов.

А в 80-е гг. между Северной и Южной Кореями начались конфликты из-за деликатесных пород крабов, которые те и другие ловят в Жёлтом море. Северные корейцы бесцеремонно заходят в южнокорейскую экономическую зону, и наоборот. На выручку промысловикам приходят боевые корабли, с выбором средств защиты своих не стесняются, и ежегодно десятки корейцев погибают и получают ранения.

«Кальмаровая война». Между Англией и Аргентиной давно идёт спор за рыболовецкие зоны вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов, которые британцы превратили в свою колонию ещё в 1833 г В 1982 г. Аргентина попробовала силой вернуть их, но потерпела поражение. В 1990 г. страны восстановили дипломатические отношения, а через 4 года Лон-