Техника - молодёжи 2006-08, страница 31

Техника - молодёжи 2006-08, страница 31

www.tm-magazin.ru 1 31

ВОИНЫ»

ПРАВА ПЛАВАЮЩИХ

^ КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Виктор ШИТАРЕВ, \ капитан дальнего плавания

дон расширил свою экономическую зону в этой акватории до 850 миль (1400 км), объясняя это необходимостью защиты популяции кальмаров от браконьеров. В ответ аргентинцы заявили о своём праве промышлять в районе Фолькпендов. Конкуренты демонстративно сопровождают траулеры боевыми кораблями. Конфликт обретает особое значение в связи с ростом цен на кальмары и истощением традиционных мест их добычи в Северной Атлантике.

«Палтусовая война». В 1986 г. Испания вступила в Европейский союз и согласилась соблюдать 10-летний мораторий на ловлю рыб у побережья Европы, чтобы сохранить их поголовье. После этого испанцы переместились к канадскому Ньюфаундленду, нов 1994 г. и Канада ввела мораторий, закрыв для промысла северное побережье Ньюфаундленда в пределах 200-мильной экономической зоны, одновременно ввела квоты на добычу. Обиженные страны — члены Европейского союза пробовали изменить их размеры, но Канада настояла на своём.

9 марта 1995 г. в районе Большой банки — обширной отмели у Ньюфаундленда — три канадских сторожевика устроили погоню за испанским траулером «Эстаи», подозревавшемся в нарушении международного рыболовного законодательства. Премьер-министр Канады разрешил морякам применить оружие. Уже в международных водах сторожевик «Кейп Роджер» нагнал испанца, но тот не собирался стопорить ход. «Кейп Роджер», на счёту которого было пять испанских траулеров, остановленных с помощью водомётов, выпустил четыре очереди из крупнокалиберного пулемёта и предупредил «Эстаи», что откроет артиллерийский огонь. Испанцы сдались. Канадские инспекторы установили, что 79% выловленных палтусов короче 38 см, а 6% — меньше 17 см, тогда как разрешено забирать только взрослых особей длиной от 60 см. После этого инцидента испанские и португальские траулеры оставили район Большой банки.

13 марта Испания направила боевые корабли в эту зону для охраны рыбаков. Европейский союз встал на сторону Мадрида, назвав действия канадцев пиратскими и пригрозив экономическими санкциями. 23 марта Испания направила иск в Международный суд в Гааге, утверждая, что канадский сторожевик не имел права задерживать её судно в международных водах. Но представители Канады заявили суду, что он не вправе заниматься этим конфликтом, так как их правительство в декларации от 10 мая 1994 г. оговорила, что Меж-

дународныи суд уполномочен заниматься любыми конфликтами, кроме тех, которые возникли из-за охраны морских ресурсов в северо-западной Атлантике. После этого, Международный суд отказался рассматривать иск Испании. В сентябре 1995 г. стороны пришли к соглашению, а канадцы пересмотрели квоты в пользу европейцев.

Из-за палтуса подобным образом сражались Аргентина и Тайвань, Китай и Маршапловы острова.

«Лососёвая война». Эта рыба умудрилась испортить отношения даже между США и Канадой, когда они не смогли договориться о распределении квот на её добычу. Дело в том, что, обитая в океане, лосось нерестится в реках. Считалось, что право на него принадлежит стране, в которой самки отложили икру. Однако — при миграции лососи смешиваются с иноземными единоплеменниками, и определить место рождения какой-то рыбины невозможно.

Канадцы потребовали от США сократить промысел нерки, обычно мигрирующей в бассейн их реки Фрейзер. В ответ янки предложили соседям по континенту уменьшить улов кижуча, обитающего у острова Ванкувер, чтобы больше рыбы возвращалось в их территориальные воды. В 1985 г обе страны подписали соглашение, установив квоты надобычуло-сося, заменив их пошлиной на использование канадских вод промысловиками США. До сих пор США и Канада обвиняют друг друга в его нарушениях...

В 1997 г истёк срок его действия, и стороны возобновили переговоры о квотах. Успехом они не увенчались, а 27 мая 1997 г. трайлер США «Кристина» был задержан канадцами, поскольку он якобы не предупредил о выходе в территориальные воды, после чего ужесточило соответствующие правила. Канадцы сослались на то, что береговая охрана США давно использует подобные нормативные акты. Государственный департамент США немедленно объявил о прекращении переговоров до тех пор, пока не образуется «конструктивная и дружественная атмосфера». Конфликт дошёл до того, что в июле 1997 г. около 200 канадских траулеров перекрыли путь судну США «Маласпина», шедшему в канадский порт с грузом лосося и несколькими сотнями туристов. А канадские корабли задержали два траулера США, ловивших рыбу без разрешения.

В 1999 г. обе стороны заключили новое соглашение, по которому квоты США на отлов лосося уменьшился, а Вашингтон должен был выделить средства на восстановление поголовья этой рыбы.

V

Прежде всего ответим на вопрос — что следует понимать под термином «Торговое мореплавание»? По нашему законодательству под ним понимается «деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей». А так как суда ходят не только в открытом море, но и заходят во внутренние воды и порты других стран, их деятельность регулируется нормативны-/ ми актами, объединёнными в «Мор-С ское право».

Оно возникло одновременно с появлением торговых судов. Вот строки из документа египетского фараона Рам-зеса III (1269— 1244 гг до н.э.): «Я построил большие ладьи и суда, укомп--j лектованные многочисленными командами и сопровождающими, на них начальники с уполномоченными фараона и начальники, наблюдающие за ними. Суда были нагружены египет-44 скими товарами без числа и были отправлены в море великое...»

Понятно, египетские моряки имели представление об ордере каравана, в котором каждому судну устанавливалось место в строю — это относилось ^ик эскортирующим их боевым кораб-[_,лям. В те времена пиратство было вполне пристойным занятием, вроде земледелия и скотоводства, а «великая армада» фараона не могла отпра-ч виться в рейс незамеченной. Осуще-' ствить переход до порта назначения, пренебрегая нормами морского права (неважно, в какой форме они выражались — законы, обычаи) было бы невозможно.

Кроме того, уже в древности перед прибрежными странами возникла проблема обеспечения безопасности со стороны моря. Значит, примыкающая к ним акватория должна контролироваться и находиться под полной юрисдикцией страны. Споры велись лишь о ширине так называемого «тер-, риториапьного моря» (вод). При этом

V стороны вели себя подобно героям ч известного мультфильма, измерявших длину удава в попугаях, мартышках и слонятах. Так, за единицу изме-

V рения предлагали дальность полёта / стрелы, потом лук заменили более

дальнобойным арбалетом. В общем, предложений было предостаточно.

В эпоху средневековья одно из них было принято большинством морских держав — за единицу измерения приняли дальность полёта ядер, выпу--ч щенных из корабельных орудий крупных калибров, а они улетали на 3 мили. Некоторые государства эту величину

I

13s}