Техника - молодёжи 2006-10, страница 44

Техника - молодёжи 2006-10, страница 44

42 2006 №10 ТМ

ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

^. Ijip* "

I ;v 'li^'.t^^^SL,

ОГ.Ж А

t У' ' .

iM J

V Т'

w 1

7 5 SNl fe i

Ik. /ubri

Древние монастырские колокола

Древние монастырские колокола

При Андрее Рублёве эта дверь вела в трапезную монастыря

многочисленных Иванов середины XIV в. найти того, кто мог быть отцом художника не так уж много. Но, исходя из высказанного Брюсовой предположения о происхождении Андрея Рублёва из семьи профессиональных иконописцев, даже ограниченные сведения о том времени, логично связываются воедино, и дают возможность установить его личность. Тем более, что среди иконописцев середины XIV в. имя Иван встречается всего дважды, в связи

с выполнением заказа московского великого князя.

Первый раз оно упоминается в оформлении Сийского Евангелия 1340 г., вложенного Иваном Калитой в Сийский монастырь, и написанного писцами Мелентием и Прокошей, о чём сказано в Послесловии. Евангелие снабжено красивыми заставками и двумя миниатюрами: «Поклонение волхвов» и «Отослание Христом апостолов на проповедь». На л. 1, на заставке, имеется надпись мелкими буковками: «Г(оспод)и помози многогрешному Ивану (писаши) засшавицу сию».

Мастерство иконописца Ивана, как и сам факт привлечения к ответственной работе по выполнению великокняжеского заказа свидетельствуют о том, что его искусство было признано современниками.

Второй раз имя иконописца Ивана упоминается в 1345 г. в связи с работой (вместе с мастерами Гой-таном и Семёном) над росписью монастырского храма Спаса на Бору в Московском Кремле. Как сообщается в Никоновской летописи о преставлении княгини Анастасии, супруги великого князя Семёна Ивановича, прозванного «Гордым»: «И положена бысшь в монастыри в церкви свяшаго Спаса на Москве, юже сама велела подписываши... Того же лета подписаша в монастыри церковь свяшаго Спаса велением и казною великиа княгини Анастасии Семеновы Ивановича, а масшеры старейшины и начальницы быша Русстии родом, а Гречестии ученицы: Гоитан, и Семён, и Иван, и прочий их ученицы и дружина».

Из летописной записи следует, что Гойтан, Семён и Иван были «русские родом, греческие ученики», т.е. учились живописи в Византии, куда, вероятно, были посланы одновременно со строительством каменных храмов Кремля или вскоре после того. Практика обучения иконни-ков в византийских мастерских существовала с древних времён. Довольно долго жили в Византии Заха-рий, Дионисий, новгородский икон-ник XII в. Олисей Петрович Греции, другие. В то же время немало выдающихся живописцев приезжало оттуда и в Москву. Кроме Феофана Грека, в русских православных храмах работали гречин Исайя, Игнатий грек. Конечно, не все мастера, именуемые «греками», были ими по происхождению, более вероятно, что они приезжали из славянских балканских стран. А «греками» в X —XIII вв. на Руси их называли так же, как позднее всех иноземцев в России называли «немцами».

Широко известно и о поездках иконописцев в Византию во второй

пол. XIV в. В Константинополе писались иконы специально по заказам Русской Церкви, было немало икон русских святых, поэтому в том, что Андрей также мог в ранний период своей жизни учиться и работать в Византии и Болгарии, соглашаются практически все искусствоведы. Похоже, подтверждается это и подписью Андреас на фреске «Архангел Гавриил» церкви Петра и Павла в болгарском городе Тырно-во, весьма близкой манере письма Рублёва. В рублёвском наследии имеется также изображение греческого морского судна. Во фреске «Земля и море отдают мёртвых» во Владимирском Успенском соборе, датируемой 1408 г., мачты, реи, корпус корабля, флаг на корме написаны с таким живым знанием конструкции корабля, какое трудно представить в сухопутной Руси, зато реально в случае, если Андрей Рублёв видел такие корабли сам.

Специалисты отмечают и сходство в тексте подписи Ивана на заставке Сийского Евангелия, когда он именует себя «многогрешным», и в подписи, копирующей рублёвский автограф на иконе Преображения: «азъ писал многогрешный».

При сопоставлении миниатюр Сийского Евангелия с миниатюрами Рублёва в Евангелии Хитрово и других рукописях, видны повторы отдельных мотивов. Сходны описи голов в виде почти правильной окружности, миловидность лика Богоматери, ангела, мягкая цветовая гамма с применением зелёного цвета, голубца и киновари. Близко по рисунку оконтуривание босых ног, поставленных одна за другой, обобщённые формы архитектурных палат с прорезающими их чёрными сквозными проёмами, редкая форма кронштейна в виде уточки.

Стиль миниатюр работы Ивана, в целом, конечно, иной, чем в миниатюрах Андрея, — сказывается разность времени, — однако отдельные приёмы письма, элементы антуража, типы фигур в определённой степени перекликаются и в Сийском Евангелии и в Евангелии Хитрово. И это также подтверждает версию Брюсовой о существовании семейной иконописной династии Рублёвых.

В дальнейшем, начиная с икон Звенигородского чина имя Андрея Рублёва оказалось тесно связанным с именем Даниила Чёрного, и сотворчество их продлится до конца жизни, хотя манера письма и содержание художественного образа у этих двух художников заметно различаются между собой. Начальное же художественное образование Рублёв, скорее всего, получил в мае-