Техника - молодёжи 2007-04, страница 42

Техника - молодёжи 2007-04, страница 42

Творцы

Сфокусируйте взгляд на середине между изображениями. Когда эти изображения сольются, вы увидите перед собой словно внутренность трубы, уходящей вдаль

Если смотреть на рисунок одним глазом, то одна из букв покажется более чёрной, чем остальные

путешествия»: «Это сочинение явилось первой в мире серьёзной, хотя и вполне общепонятной книгой, рассматривающей проблему межпланетных путешествий и распространяющей правильные сведения о космической ракете». Многократно переиздавая и дополняя «Межпланетные путешествия», автор ставил перед собой задачу увлекательно рассказать о теории и проблемах межпланетных путешествий, донести до читателей не только факты и последние проекты, но и отсеять все небылицы и домыслы, которыми эта тема обросла за несколько десятилетий.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА

В начале 1908 г. двадцатипятилетний студент Лесного института завёл особую папку с надписью: «Пригодится для будущей книги». Тогда он ещё и представить не мог, какой ошеломляющий успех её ждёт. Папка постепенно заполнялась материалом, и на следующий год, после окончания института, Перельман приступает к активной работе над книгой. Осенью 1910 г. первая часть «Занимательной физики» была завершена, и автор сразу же относит рукопись Сойкину. Но тот, пролистав несколько страниц, не воспринял её всерьёз и отложил в нижний ящик письменного стола: прочитаю, мол, потом как-нибудь (название Сойкину тоже очень не понравилось). Перельман решил не сдаваться, не унывать, а ждать. Скромность и врождённая робость не позволяли ему поинтересоваться «ходом чтения», хотя с издателем он встречался довольно часто. И вот, спустя почти два года, Сой-кин вызвал к себе Якова Исидоровича: «Наконец-то я удосужился прочитать ваш опус! Знаете, пожалуй, получится интересная книга и пойдёт! Я велел подготовить контракт с вами на её издание. Вот, подпишите здесь. Полагаю, что для начала двухсот рублей за глаза хватит». Никогда издатели не церемонились со своими авторами. Сколько бесценных нервов и моральных сил бесцельно потрачено за эти два года?!

Но Перельман был рад. Книга вы

шла в 1913 г. и понравилась всем: учителям, студентам, рабочим, учёным, академикам, инженерам, школьникам... В 1916 г. большим тиражом выходят две части «Занимательной физики», и её автор подписывает контракт уже на более выгодных для себя условиях.

Почему заострённые предметы колючи? Как люди изобретали «вечные двигатели»? Сколько должна весить паутинная нить, протянутая от Земли до Солнца? Как отличить варёное яйцо от сырого? Почему от брошенного в воду камня расходятся круги? Как определить лучшее место в кинотеатре? Почему у телеги передние колёса меньше задних? Как «на глаз» измерить расстояние до летящего объекта? Можно ли с помощью льда добыть огонь? Как определить скорость речного судна? Много нового и занятного узнаёт каждый из книг «Занимательная физика», «Занимательная математика», «Занимательная астрономия», «Занимательная механика» и других занимательных в прямом и переносном смысле книг. Написанные почти сто лет назад, эти книги никогда не утратят своей актуальности и инте-ресности — и через десять, двадцать лет они будут переиздаваться и лежать на наших книжных полках и храниться в обычных и электронных библиотеках.

Секрет успеха своих книг Перельман проанализировал в 1939 г. в статье «Что такое занимательная наука?», впервые опубликованной в полном виде в журнале «Техника — молодёжи» (№ 11, 1972 г.). Он сформулировал 13 приёмов занимательной науки, среди которых: обязательная иллюстрация событиями современности (закон Архимеда поясняется на примере подъёма 3000-тонного ледокола «Садко» с помощью 16 металлических понтонов), примеры из мира техники, спорта и истории, разбор литературных и художественных сюжетов (Толстой, Чехов, Верн, Уэллс, Твен), попытка осуществления фантастических экспериментов (описание мира, из которого устранена сила тяжести),

обсуждение вопросов обиходной жизни (лёд для охлаждения, пение самовара), как наука помогает работникам сцены, эстрады, цирка и кино...

Перельман получал очень много писем. Особенно оживлённый поток вопросов и предложений от читателей пришёлся на 30-е гг., когда одна за другой стали выходить книги занимательной серии. Он отвечал всем (однажды было получено 197 писем за месяц!) — своим необыкновенно чётким каллиграфическим почерком.

15 октября 1935 г. открылся уникальный культурно-просветительный центр «Дом занимательной науки» — наверное, единственный в мире музей, где обязательным условием было потрогать экспонат, покрутить его и даже попытаться сломать. Перельман возглавлял методический совет, в который входили академики Иоффе и Вавилов, писатель Успенский и другие учёные и деятели искусства. В четырех отделах ДЗН было собрано более пятисот крупных экспонатов и бесчисленное количество диапозитивов, карт, рисунков, приборов и прочих «мелочей». Дважды в неделю Перельман принимал посетителей. К нему так часто приносили свои проекты изобретатели «вечного двигателя», что пришлось вывесить табличку: «Приём по вопросам создания «вечных двигателей» не производится». А однажды к Якову Исидоровичу пришёл известный цирковой артист Эмиль Кио. Он прочитал книжку Перельмана «Обманы зрения», и у него возник ряд вопросов, как наука может помочь в создании магических фокусов.

ПЕРЕЛЬМАН И ФАНТАСТИКА

В одном из ранних очерков Перельмана «Насекомые в янтаре» говорится: «...природа сама позаботилась о пытливых палеонтологах, сохранив от разрушительного влияния времени остатки древней животной и растительной жизни под прозрачной оболочкой золотистой смолы». А ведь это главная идея знаменитого

1Q 2007 №04 ТМ