Техника - молодёжи 2007-05, страница 43

Техника - молодёжи 2007-05, страница 43

ремонии превратились в разгульные оргии и способ продемонстрировать богатство правителей японских провинций. Лишь в XVI в. чайные домики перестали быть местом разврата, а японская чайная церемония приобрела высокий философский смысл. Чайные домики стали теперь священным миром, где путник мог найти покой и возможность медитировать. Даже садовая дорожка, ведущая к ним, имела символическое значение и означала первую стадию самопросвещения. Обязательнее становились и правила, которых должны были придерживаться гости чайных домиков. Никому из самураев не разрешалось приносить сюда меч. Во многих чайных домах или комнатах специально делались низкие двери, чтобы гости входили с опущенной головой — это было главным знаком уважения. Далее гость должен в тишине поклониться и отдать почтение какому-ни-будь прекрасному цветку, стоящему на токонома — в декоративной нише, в которой обычно в японских домах размещались украшения: свитки живописи или вазы с цветами. Теперь он имел право сесть на циновки.

Лишь после этого входил хозяин и кипятил воду в чайнике, издававшем приятный музыкальный звук, для чего в него специально клали кусочки металла. Даже кипячение воды должно было ассоциироваться с поэзией. Песня воды и металла навевала мечты, и человек представлял эхо водопада, приглушённого облаками, шум отдалённых морских волн, разбивающихся о скалы, проливной дождь в бамбуковом лесу или шелест сосен на песчаном холме.

В чайной комнате царила гармония. Освещение напоминало мягкий вечерний свет, а одежды гостей были ненавязчивыми и скромными, как серые крылья ночной бабочки. В этих мирных покоях гости пили чай, медитировали, созерцали в тишине красоту, проникались благородством религии, искусства и природы, чтобы затем возвратиться в мир сильными, просветлёнными и пребывающими в гармонии с великими ритмами Вселенной.

Высокое предназначение, которое получила в XVI в. чайная церемония, косвенно оказалось связано также с деятельностью миссионеров. В 1549 г. испанский иезуит Франциск Ксаверий основал первую в Японии христианскую миссию в городе Кагосима на острове Кюсю. Но уже через 38 лет —

Золотой павильон в Киото, верхние этажи которого имеют кровлю из золотых листков, является самым богатым чайным домиком в мире. Павильон был построен в 1397 г. сегуном Асикага, дзэн-буддистом. В правление Асикага (1392 -1572) чаепитие превратилось в особую церемонию, проводившуюся в специальных помещениях

в 1587 г. — военачальник Тоётоми Хидэёси издал указ о высылке из Японии всех христианских миссионеров. По этому поводу были совершены первые торжественные чаепития на территории храма Ки-тано-дзиндзя (Киото). Тем же указом предписывалось мастерам чайной церемонии составить жёсткие правила, иных из которых японцы придерживаются и поныне. Наиболее известный ритуал ваби-тя — «простая, уединенная чайная церемония», например, был разработан ещё одним из величайших специалистов чая Сэн-но Рикю (1522 - 1591),

близким другом правителя страны Тоётоми Хидэёси. Но век, в котором они жили, был полон измен и предательства. Нашлось немало врагов, завидовавших великому мастеру чайной церемонии и желавших ему смерти. Наветы подействовали — в отношениях Рикю и Хидэёси повеяло холодом. Враги не преминули воспользоваться этим и распустили слух о том, что Рикю собирается подсыпать в чашку чая яд и поднести её своему знатному покровителю. Скоро и до правителя Хидэёси дошли эти слухи, и он, не разобравшись, приговорил Рикю к смерти, которую тот должен был собственноручно привести в исполнение.

Назначив для себя день ухода из жизни, великий мастер чая пригласил своих учеников и последователей поучаствовать в его последней чайной церемонии. Ожидая учителя в чайной комнате, ученики предались чтению какэмоно — свитка с картиной, висящего в токонома, в котором изящными иероглифами описывалась мимолётность всего земного. И вот, наконец, к ним вышел великий Рикю. Он был спокоен и полон чувства собственного достоинства. Как положено по обычаю, мастер вначале позволил гостям насладиться красотой всевозможных предметов, имеющих отношение к чайной церемонии, и лишь затем угостил их чаем. Чаепитие прошло в тишине. А когда закончилось, Рикю взял свою чашку и разбил её в знак того, что чайная церемония закончена. Гости разошлись, остался лишь один — тот, который должен был засвидетельствовать смерть Рикю. Великий мастер снял верхнее платье и, оставшись в чистой белой одежде смерти, сделал харакири.

А заведённый им ритуал простой, уединённой чайной церемонии, пережил века и по сей день исполняется японцами с благоговением и трепетом. ОН

Сбор чайного листа.

Эпоха Мин. Дворец Голестан,

Тегеран

Из средневековья в наши дни чайная церемония перешла, сохранив не только внешнюю атрибутику, но и духовное назначение: помочь гостю отринуть земные заботы и погрузиться в мир прекрасного

www, tm-ma gazin .ги 41